Корпоративная социальная ответственность три концептуальных подхода

Несмотря на все возрастающую значимость корпоративной социальной ответственности (КСО) само это понятие имеет множество самых различных трактовок. Так, А. Дальсруд указывает на существование 37 наиболее употребляемых в академической и бизнес-литературе определений КСО [3]. Другие авторы (Г. Ленссен, В. Воробей) предлагают заключать данное понятие в кавычки, подчеркивая его размытость и неопределенность [6].

Различие во взглядах на КСО обусловлено как минимум тремя причинами. Во-первых, КСО - сфера пересечения таких гуманитарных дисциплин, как менеджмент, экономика, маркетинг, социология, этика. Во-вторых, КСО - это не просто теоретический конструкт, а реальные действия конкретных компаний, поэтому определенный «вклад» в разнообразие трактовок вносят, конечно же, владельцы компаний и менеджеры. В-третьих, корпоративная социальная ответственность как идея существует относительно недавно. Точкой отсчета в формировании дискурса о КСО принято считать работу Г. Бовена «Социальная ответственность бизнесмена» [1], в которой впервые была высказана мысль о том, что цели бизнеса должны быть совместимы с целями всего общества и государства.

Предполагается, что различные подходы к пониманию и дальнейшей реализации концепции корпоративной социальной ответственности можно классифицировать на основании общих для каждой группы концептуальных рамок. Опираясь именно на такое предположение, Э. Гаррига и Д. Меле выделили три группы подходов: инструментальные, политические и этические [5].

    Меню сайта