Технология формирования имиджа социальной организации

В процессе социальной трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв. качественно изменялась и его социальная структура. Одно из важнейших изменений - появление «профессий из разряда помогающих (helping) или заботящихся (caring), поскольку их предназначение - практическая помощь, забота о человеке». «Среди таких нововведений - социальная работа, утвержденная в России в 1991 г., одновременно как вузовская специальность и профессиональная деятельность» [46]. Однако профессионализация социальной работы в современной России серьезно тормозится из-за ограниченности материально-финансовых ресурсов, различий в качестве предоставляемых социальными службами и учреждениями услуг, сохранения «остаточного подхода» к социокультурным проблемам, дефицита знаний и необходимых навыков у практических работников [46]. Все это негативно сказывается на престиже профессии «социальная работа». А низкий уровень престижности социально-значимых профессий, соответственно, отражается на эффективности реализации национальных проектов РФ, и как следствие, на повышении качества социальных услуг.

Если сегодня на федеральном уровне деятельность в социальной сфере, достигнутые позитивные результаты ретранслируются благодаря центральным средствам массовой информации, на уровне субъектов законодательной и исполнительной власти, профессионально используются имиджевые технологии для поддержания статусных характеристик социальных учреждений, то на уровне регионов не всегда можно говорить об эффективной работе в данном направлении. Складывается ситуация автономности существования и функционирования социальных учреждений на местах, помогающих решать определенные проблемы людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях.

В ХХI веке прочно вошло в нашу жизнь и понятие «имидж». Под имиджем понимается представление других о личности и деятельности какого-либо человека или организации.

Особое значение имидж имеет для социальной организации. Представления граждан об имидже учреждений социальной защиты населения влияют на эффективность решения имеющихся проблем в нашем обществе. Для того, чтобы качественно решать проблемы предоставления социальных услуг населению, необходимо наличие позитивно сформированного имиджа учреждений социальной защиты населения.

Имидж учреждения социальной защиты населения - это устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения об учреждениях системы социальной защиты населения, качестве социальных услуг.

Имидж учреждения социальной защиты населения включает в себя и имидж социальных услуг, и имидж клиентов, и имидж руководителей, а так же имидж сотрудников.

Личность социального работника играет в обществе очень важную роль. Являясь посредником между государством и человеком, получающим социальные услуги, социальный работник обязан иметь доверительный понимающий образ. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится и для социального работника и для социальной организации все более актуальной.

При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех, как и успешность любой деятельности, индивидуальной или коллективной. Это порождает соответствующую потребность в профессиональном консультировании в области имиджа, предоставление разнообразных услуг по формированию имиджа (имиджмейкинг). Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностной и профессиональной характеристике социального работника, появляется желание сотрудничать с ним и с организацией, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих успех учреждения и его сотрудников.

На сегодняшний день велик перечень литературы, посвящённый различным субъектам имиджа. В свою очередь, литература, изучающая имидж социального учреждения, имидж специалиста по социальной работе практически отсутствует.

Теоретические предпосылки к разработке научно-теоретических оснований психологической теории имиджа широко представлены в отечественной и мировой психологии. Особую роль в исследовании теории имиджа сыграли работы Е.Б. Перелыгиной «Психология имиджа», Л.К. Аверченко позволила в теоретической части работы сформулировать и показать развитие понятия «имиджа»[2]. Авторами А.Я. Кибановым [17], Д.К.Захаровым[17] и В.Г. Коноваловым [29], была изучена и изложена информация об имидже, выделены основные компоненты и раскрыта их сущность.

В труде Г.В. Бороздиной [9] проанализирован один из важных компонентов имиджа делового человека - тактика общения.

В работе под редакцией профессора В.Н. Лавриненко [34] раскрыты вопросы деловой этики, представлены тесты, используемые при подготовки практической части работы.

В книгах Л. Брауна [10], сестер Сориных [40], В.М. Шепеля [46] содержатся практические рекомендации по построению внешнего образа.

Объектом исследования является имидж социальной организации.

Предметом исследования является технология формирования имиджа социальной организации.

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования имиджа социальной организации.

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты феномена имиджа, понятие, характеристики и подходы;

2) Рассмотреть технологии формирования имиджа организации и образа сотрудника как части имиджа социальной организации;

) Охарактеризовать Министерство социальной политики Красноярского Края;

) Выявить и исследовать качества, определяющие положительный имидж специалиста Министерства социальной политики.

В ходе дипломной работы были использованы такие методы исследования как опрос, анкетирование, тестирование.

Практическое исследование опиралось на следующие основные подходы к имиджу:

) функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования;

) контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации;

) сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи.

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

    Меню сайта