Актуальность темы исследования. Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. В настоящее время в лучшем положении оказываются те предприятия, которые могут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.
Актуальность проблемы повышения качества продукции на современном этапе возрастает по следующим причинам:
- во-первых, требования научно-технического прогресса диктуют коренные качественные изменения практически во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к характеристикам и свойствам продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Повышение качества готовой продукции, в свою очередь, требует улучшения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения современных технологий и методов организации производства и труда. Следовательно, задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности;
- безусловной ответственности каждого работника организации, независимо от того, на какой ступени производства он находится. Результат совместного труда работников предприятия - конечный продукт - удовлетворяет потребностям только в том случае, если каждый узел, деталь, блок строго соответствуют стандартам и техническим условиям;
- в-третьих, время, когда количество играло решающую роль, прошло; по мере удовлетворения потребности в средствах производства и предметах потребления в количественном выражении на первый план выдвигается их качественная характеристика. Повысить качество - это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности;
- в-четвертых, расширяются торговые и экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции из-за конкуренции за рынки сбыта. Более успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции которых значительно выше. Кроме того, следует отметить, что если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества товаров и услуг, то уже с конца 1990-х годов он хочет быть уверенным, что само производство товаров, за которые он собирается заплатить, организовано таким образом, что действительно обеспечивает декларируемое качество;
- в-пятых, повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.
Эффект от повышения качества продукции выражает в разнообразных формах - прямая экономия материалов и энергии за счет их более рационального использования, получение большего объема продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости продукции и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, ускорение экономического и социального развития предприятия.
Увеличение производства высококачественных изделий, в конечном итоге, способствует ускорению оборачиваемости товаров в народном хозяйстве, которое только за один день в масштабах страны дает громадный эффект, ведет к интенсификации экономики, повышению жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на рынке.
Таким образом, проблема качества продукции, работ, услуг комплексная, имеющая большое экономическое и социальное значение.
Но для обеспечения качества нужна не только соответ-ствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и четкая система управления качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (системы качества), отвечающей современному уровню организации работ в этой области.
Цель исследования - на основе анализа процессов управления качеством продукции в ОАО «Омскшина» разработать рекомендации по совершенствованию и дальнейшему развитию системы менеджмента качества и выпуску продукции высокого качества на предприятии.
Исходя из этой цели, в процессе работы, автором были поставлены следующие задачи:
- дать понятие категории «качество» и рассмотреть современные подходы к изучению данной категории;
- рассмотреть принципы построения системы менеджмента качества и ее основных элементов в соответствии с международными стандартами ИСО 9000;
- раскрыть сущность процессного подхода к управлению качеством на основе анализа публикаций по вопросам обеспечения качества продукции и управления качеством;
- проанализировать особенности организации и функционирования системы управления качеством на примере ОАО «Омскшина»;
- разработать предложения и рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию системы управления качеством в ОАО «Омскшина».
Предметом исследования является качество продукции как элемент и функция процессов управления предприятием. Объектом исследования выступает система управления качеством ОАО «Омскшина».
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции на предприятии
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.