Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

При переходе российского общества от тоталитарной, монокультурной системы управления к демократической заметно увеличилось количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление.(6, 58)

Подобные тенденции нашли свое выражение в середине 20-го века в создании концепции личности, автором которой является А.Маслоу. Самоосуществление подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоосуществлению является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. (27, стр. 62)

Понятие самоосуществление охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, не исключая профессиональную деятельность, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. В обобщенном определении самоосуществление подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем, приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными. Под личностным - подразумевается приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п. Как показывают исследования видных психологов указанные направления находятся в сложной взаимосвязи. С одной стороны, личностный рост соотносится с категорией внутреннего мира и понимается как движение «к себе», в то время как социальное развитие (куда относятся усвоение каких-либо знаний, деятельности, системы ценностей, формирование активной жизненной позиции, развитие способности созидать новые формы общественной жизни и т.п.), в т.ч. профессиональный рост, соотносится с внешним миром, усиливая разворот личности «от себя», а потому считается не способствующим, а препятствующим личностному росту. С другой стороны, при полноценном личностном росте внутренние изменения рождают внешние проявления, личностный рост является единством интраперсональных и интерперсональных качеств, таких как принятие и понимание себя, внутренняя целостность и динамичность, а также принятие и понимание других, открытость, гибкость и естественность в контактах (С.Л. Братченко, М.Р. Миронова). В работах данных ученых человек рассматривается как систему отношений, в контексте данного диссертационного исследования включающую в себя отношение к окружающим людям, к профессии, к себе самому и к окружающему миру в целом. Процесс самоосуществление, как единство профессионального (социального) и личностного роста затрагивает различные стороны данной системы. (6, стр. 90)

Престиж профессии и ее популярность на рынке труда является одним из главных факторов, влияющих на привлекательность профессии и во многом определяет профессиональный выбор оптанта. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностных особенностей, ценностей и стремлений человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в профессиональной деятельности, следствием которого станет падение эффективности труда, переводя личностную проблему на социальный уровень. Между тем, профессиональная деятельность занимает основную часть жизни человека и может задавать существенные направления для самоосуществления. (6, стр. 130).

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность".Е.А. Климов <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf6.html> выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)(21, стр. 15). Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла" (41, стр. 258. <javascript:void(0);>). Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.

Самоосуществление можно отнести к одному из видов мотивации профессиональной деятельности. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, Т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, Т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), Т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Цель работы

: определить особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач

:

. Дать теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий.

. Определить аппарат исследования.

. Определить с помощью психодиагностических методик жизненный стиль и мотивы труда представителей различных профессий.

. Обобщить выводы на основе полученных результатов.

. разработать рекомендации мотивации персонала с учетом жизненного стиля представителей различных профессий.

Объект исследования

: 93 человек, которые образовали три группы специальностей, выделенные по принадлежности к таким профессиям, как педагоги, экономисты и слесари.

Предмет исследования

: особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий.

Гипотеза исследований

: мы предполагаем, что жизненный стиль и мотивы труда педагога, экономиста и слесаря имеют различия.

Психодиагностические методики:

1. Методика выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. (О.Ф. Потемкина)

. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

. Опросник «Индекс жизненного стиля (Плутчика - Келлермана - Конте)

Практическая значимость

: результаты исследования особенностей жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий в дальнейшем можно использовать для подбора кадров, на предприятии, а также для помощи студентам в выборе правильности профессии, а также психологической помощи при сомнениях в выборе профессии.

Теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий

    Меню сайта