Цели и методы управления персоналом

Управление персоналом осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе существуют различные классификации таких методов. Так, В.В. Кузнецов в зависимости от характера воздействия на человека выделяет:

. методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;

. методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволяют ему самостоятельно строить свое организационное поведение;

. методы убеждения, то есть непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

. методы принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

Э.А.Уткин предлагает несколько иную классификацию методов управления персоналом:

а) административные методы: утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций и др.;

б) экономические методы: технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, планирование, материальное стимулирование, ценообразование, экономические нормы и нормативы и др.;

в) социально-психологические методы: социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (создание нормального психологического климата, моральное стимулирование).

Административные методы отличаются прямым характером воздействия: они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они допускают в определенных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников.

Социальные методы управления базируются на материальных стимулах (предоставление путевки в дом отдыха, ценный подарок, улучшение жилищных условий), а психологические методы управления основываются на стимулах удовлетворения (работа приносит человеку радость), удобства (близость работы к дому, оптимальный транспортный маршрут и т.д.), продвижения по службе (служебный статус, престиж и т.д.), нивелирования (все работают хорошо, у меня нет таких навыков, но я стараюсь работать не хуже других), риска (позволяет эмоционально оживить монотонную, скучную работу).

Стимулы безопасности лежат в основе правовых и административных методов управления. Правовые методы регламентируют деятельность объектов управления на основе законов в Российской Федерации. Внутреннее регламентирование деятельности осуществляется с помощью административных методов в виде приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Они направлены в основном на создание ограничивающих условий и в большинстве носят профилактический характер.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: все методы управления персоналом взаимосвязаны между собой, поэтому их классификация носит условный характер. В то же время классификация методов управления необходима для разработки стратегии управления организацией.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Меню сайта