При планировании обучения стоит рассмотреть необходимость включения в план всех возможных сочетаний категорий сотрудников и тем обучения. Например, особенности продуктов и услуг компании в той или иной мере должны освоить все должностные и профессиональные группы специалистов. То же самое можно сказать и об изучении информационных технологий. Работу с персоналом целесообразно изучать как сотрудникам службы персонала, так и руководителям всех уровней.
Поскольку невозможно в течение одного года обучить все группы сотрудников по всем темам, необходимо наметить приоритеты тех или иных тем обучения для конкретных категорий сотрудников.
. Оценка численности обучаемых и объема обучения, выбор соответствующих форм обучения. Классификация основных форм обучения в зависимости от места и режима проведения, индивидуальной или групповой организации обучения приведена в табл. 3.2.
Таблица 3.2 - Классификация форм организации обучения
Количество участников |
Режим обучения |
Место организации обучения | ||
Внутри компании |
Вне компании | |||
Групповое обучение |
С отрывом от работы |
Закрытые семинары, курсы |
Закрытые семинары, курсы |
Открытые семинары, курсы Конференции |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба |
Курсы |
Курсы | |
Индивидуальное обучение |
С отрывом от работы |
Курсы |
Коучинг Курсы |
Образовательные программы Стажировка |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба Ротация/ стажировка Наставничество Самообучение Дистанционное обучение |
Самообучение Дистанционное обучение Консультирование |
Образовательные программы |
При планировании ООО «Cпарта» необходимо сориентироваться относительно применимости организационных форм обучения для тех или иных тем обучения и категорий сотрудников.
Направлять сотрудников на открытые семинары и конференции, являющиеся наиболее дорогим видом обучения (в пересчете на стоимость обучения одного сотрудника), целесообразно в ограниченном числе случаев:
- малочисленность категории сотрудников, подлежащей обучению, (например, узкие специалисты, а также высшее руководство компании);
- отсутствие в организации собственных высококвалифицированных специалистов по предполагаемой теме обучения;
- необходимость обмена опытом с представителями других организаций.
Закрытые (корпоративные) учебные мероприятия, в т. ч. семинары, циклы семинаров, курсы целесообразно планировать в тех случаях, когда удается сформировать однородную группу по необходимому направлению обучения из сотрудников предприятия. При этом возможны два подварианта:
- использование внутренних преподавателей;
- приглашение внешних специалистов в случае отсутствия собственных или при необходимости получения свежих знаний извне организации.
В отличие от рассмотренных открытых учебных мероприятий планирование корпоративных учебных мероприятий возможно на любой отрезок времени. Следует только увязывать график закрытых семинаров с другими корпоративными мероприятиями и учитывать сезонный фактор (отпуска, праздники).
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.