Техническая учеба, фактически относящаяся к корпоративным учебным мероприятиям, выделяется из их ряда по следующим признакам:
- цель обучения - передача узкоспециальных знаний или практических навыков на рабочем месте;
- небольшой объем обучения;
- небольшое число участников обучения (вплоть до индивидуального обучения);
- гибкий режим обучения, привязанный к рабочему процессу.
Планирование технической учебы в ООО «Cпарта» целесообразно осуществлять только в форме определения соответствующей строки в бюджете на оплату внутренних преподавателей.
Наставничество с точки зрения планирования существенно отличается от других форм обучения. Как правило, наставничество должно планироваться не менее чем на год. Компонентами плана должны являться пара наставник - наставляемый, а также основные цели наставничества в виде передаваемых знаний и навыков в профессиональной и/или управленческой области. Не стоит составлять подробный тематический план работы с наставляемым на весь год, поскольку наставничество как раз и подразумевает гибкое реагирование наставника на изменения в организации и динамику развития наставляемого. В бюджете обучения наставничество учитывается только в том случае, если политика компании предусматривает доплату за наставничество.
Стажировки как форма обучения делится на две крупные группы: внутри компании и вне компании. Стажировки внутри компании целесообразно планировать на год, хотя возможна и оперативная корректировка этого плана. В ней должны содержаться данные стажеров и данные о местах и руководителях стажировок.
Помимо направлений обучения, категорий сотрудников и форм организации обучения необходимо выделять уровни обучения. Даже такое специфическое направление обучения как «Навыки продаж» в последние годы принято разбивать на 3-4 уровня сложности. Использование уровней сложности при планировании обучения позволяет не только сделать программу более четко ориентированной на уровень знаний и навыков конкретной группы слушателей, но и обеспечить однородность обучаемых и тем самым повысить качество обучения, а также в итоге и сэкономить средства, затрачиваемые на обучение.
. Определение показателей и нормативов при планировании обучения.
В качестве основных ООО «Cпарта» рекомендуется использование следующих показателей:
) Количество обученных сотрудников.
) Объемные показатели обучения - общий объем обучения, проведенного в компании за год, отнесенный к числу сотрудников компании. Этот показатель характеризует объем обучения, приходящийся в течение года на одного сотрудника компании.
Измерять объем обучения можно в человеко-часах или в человеко-днях. Поскольку отдельные учебные мероприятия могут продолжаться и менее одного дня, пересчитывать часы в дни можно из расчета 1 день = 8 часов.
) Экономические показатели обучения: стоимость 1 дня (1 часа) учебного мероприятия и стоимость 1 дня (1 часа) обучения на 1 обучаемого.
Затраты на обучение можно оценивать относительно прибыли и относительно фонда зарплаты, а также в расчете на 1 сотрудника.
. Разработка плана аттестация персонала.
Для обеспечения контроля над обучающим процессом, а также для оценки профессиональных качеств сотрудников должны проводиться регулярные аттестации персонала. Для этого необходимо разработать программу аттестации, которая должна включать следующие разделы:
- сроки проведения;
- состав аттестационной комиссии;
- список аттестуемых сотрудников;
- перечень теоретических и практических вопросов;
- систему поощрения и наказания по итогам аттестации.
Важным моментом является обязательность аттестации не только рядовых сотрудников гостиницы, но и руководящего состава.
После того, как будет составлен план обучения, необходимо подсчитать затраты на его реализацию. Затраты Ежегодные затраты на обучение персонала рассчитаны в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Затраты на обучение персонала ООО «Cпарта»
№ пп |
Направление обучения |
Вид обучения |
Кол-во в год |
Стоимость, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. в год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тренинги для контактного персонала (продавцов и управляющих магазинов) | |||||
1 |
Управление продажами |
тренинг с отрывом от работы |
2 |
50.0 |
100.0 |
2 |
Основы продаж |
тренинг с отрывом от работы |
2 |
50.0 |
100.0 |
3 |
Стандарты продаж |
тренинг с отрывом от работы |
2 |
50.0 |
100.0 |
4 |
Технология продаж |
тренинг с отрывом от работы |
2 |
50.0 |
100.0 |
5 |
Знание продукта |
техническая учеба |
по мере необходимости |
собственными силами |
0.0 |
6 |
Навыки эффективного общения |
тренинг с отрывом от работы |
2 |
50.0 |
100.0 |
7 |
Работа с жалобами и предложениями |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
50.0 |
50.0 |
8 |
Телемаркетинг |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
50.0 |
50.0 |
9 |
Работа с возражениями |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
50.0 |
50.0 |
10 |
Работа с торговой программой |
техническая учеба |
по мере необходимости |
собственными силами |
0.0 |
11 |
Применение СRM |
семинар |
1 |
25.0 |
25.0 |
12 |
Маркетинг |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
40.0 |
40.0 |
13 |
Мерчандайзинг |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
40.0 |
40.0 |
14 |
Управление временем |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
40.0 |
40.0 |
15 |
Управление ассортиментом |
техническая учеба |
по мере необходимости |
собственными силами |
0.0 |
16 |
Технология эффективного контакта |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
50.0 |
50.0 |
17 |
Методы презентации в продажах |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
50.0 |
50.0 |
Итого |
895.0 | ||||
Тренинги для руководящего и административного персонала | |||||
1 |
Менеджмент |
тренинг с отрывом от работы, семинары |
1 |
75 |
75.0 |
2 |
Маркетинг |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
40 |
40.0 |
3 |
Планирование рабочего времени |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
40 |
40.0 |
4 |
Ценообразование |
тренинг с отрывом от работы |
1 |
50 |
50.0 |
5 |
Работа с программным обеспечением |
техническая учеба |
по мере необходимости |
собственными силами |
0.0 |
Итого |
205.0 | ||||
Всего |
1100.0 |
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.