Для реализации предложенных мероприятий необходимо в ООО «Cпарта» необходимо разработать Положение по обучению персонала, которое будет регламентировать порядок профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Положение об обучении персонала должно быть разработано в соответствии с решением начальника отдела кадров, а сам процесс разработки включает в себя такие этапы как: подготовка предварительного варианта текста, его уточнение, согласование, оформление и представление на утверждение.
Положение, после утверждения руководителем отдела кадров, регистрируется в соответствии с порядком, установленным на предприятии.
Содержание положения об отделе кадров обычно разрабатывается на основе документов, регулирующих деятельность предприятия в области управления кадровыми ресурсами, положения о кадровой службе, а также типовых (примерных) положений о подразделениях кадровой службы.
Требования к оформлению и изложению текста, а также структура документа соответствует структуре положения о кадровой службе.
Приведем основные положения данного документа.
Согласно Положению, обучение персонала осуществляется в виде:
- подготовки новых работников;
- переподготовки работников;
- повышения квалификации работников.
Планирование процесса обучения работников включает в себя:
- составление списка профессий и должностей, обучение по которым имеет для организации приоритетное значение в планируемый период;
- определение примерной численности обучающихся;
- формирование групп обучающихся;
- определение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в качестве учреждений для обучения работников;
- уточнение возможностей по организации профессионального обучения, учитывая численность обучающихся, имеющиеся площади учебно-производственного центра для проведения занятий, преподавательский состав и другие, имеющиеся для обучения, существенные показатели;
- разработку проекта программы профессионального обучения на планируемый период;
- разработку на основе утвержденной программы профессионального обучения планов по ее реализации по отдельным направлениям.
Основными формами организации процесса профессионального обучения являются:
- теоретические занятия, направленные на изучение предмета с использованием учебных пособий, технических средств обучения и т.п.;
- контрольные занятия, имеющие целью проверку знаний и уровня сформированности профессиональных навыков;
- практические занятия, предполагающие применение полученных теоретических знаний в моделируемых рабочих ситуациях;
- производственная практика, имеющая целью введение в профессию или должность в период профессионального обучения, освоение особенностей работы в течение непродолжительного периода под руководством наставника;
- стажировка, направленная на отработку профессиональных навыков в реальной рабочей ситуации на протяжении длительного периода под руководством наставника непосредственно в процессе работы в должности.
Подготовка новых работников и переподготовка осуществляются в два этапа: изучение теории, необходимой для выполнения работы, и приобретение опыта на практике. Первый этап обучения и переподготовки реализуется мастерами и ведущими специалистами на базе учебного центра организации. Второй этап осуществляется под руководством наставников в соответствии с программами обучения, разработанными для каждой специальности или профессии.
Работник на период обучения приобретает статус ученика по определенной специальности или профессии и получает заработную плату в соответствии с Положением об оплате труда организации.
Обучение заканчивается после сдачи квалификационного экзамена.
Пример Положения об обучении персонала приведен в Приложении М.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.