Особенно кадровому менеджменту в условиях рыночной экономике
(или управлению персоналом) очень трудно доказать своё право на независимое существование и обосновать претензии на научный статус, пока эта дисциплина не выделила свой предмет, не исследуемый никакой другой наукой.
Рыночная экономика -экономика, в которой решения самих потребителей и производителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Управлять людьми
- неправильное изречение (и формулирование проблемы). Человеком как личностью нельзя управлять (это будет восприниматься как манипулирование), да не нужно даже и ставить такую задачу.
Управление персоналом всегда соперничало с менеджментом за право исследовать:
§ Управленческие отношения в социально-экономических системах;
§ Мотивацию и стимулирование;
§ Стресс (требование к перестройке организма в ответ на изменения внешних условий), дистресс (требования, превышающие способности человеческого организма к адаптации) и эвстресс (счастливую увлечённость своим делом, граничащую с трудоголизмом и перфекционичащую с трудоголизмом);
§ Манипулирование и ассертивность (умение противостоять манипулированию и управлять людьми без него);
§ Проблемы коммуникаций и коммуникативности в деловом общении;
§ Конфликтологию;
§ Организационную культуру;
§ Философию и политику бизнеса и менеджмента.
Эту проблематику выделяют в отдельный учебный курс, но её очень сложно отделить от круга проблем менеджмента, и уж совсем трудно доказать, что это обособление правомерно.
В первую очередь кадрового менеджмента определяют как систему управления производством, той или иной организацией, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Менеджмент является, прежде всего, процессом управлением людьми, которые осуществляют производственно-экономическую деятельность в условиях рынка. Однако это слово понимается достаточно широко. Например, в одном из американских словарей менеджмент трактуется как административная единица (орган управления), власть и искусство управления, способ обращения с людьми, особого рода способности и навыки специалистов.
Менеджмент
как наука возник на Западе более 70 лет назад. Его отцами являются американец Ф.Тэйлор, француз А.Файоль. например, Ф.Тэйлор рассматривал управление как “искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом”. Для того, чтобы этого достичь, по мнению Ф.Тэйлора, необходимо осуществить четыре управленческих функции: выбор цели; выбор средств; подготовка средств; контроль результатов.
А.Файоль на основе обобщения богатого практического опыта пришёл к выводу: “Управлять - это вести предприятие к цели, пытаться наилучшим образом использовать его ресурсы, ” По классификации А.Файоля управление заключается в том, чтобы:
· Предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий);
· Организовывать (создавать материальную базу и трудовой коллектив предприятия (фирмы));
· Распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);
· Согласовать (соединять действие и усилия);
· Контролировать (наблюдать, чтобы всё происходило в соответствии с установленными нормами и отданными распоряжениями).
Менеджмент сегодня
- это постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Специалисты считают, что не существует идеальной и единой модели менеджмента. Для каждой фирмы менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, со всеми.
Кадровому менеджменту в процессе управления производством необходимо, и вполне достаточно:
§ Профессионально руководить конкретным трудом (в трактировке К.Маркса - специфическим, создающим конкретную потребительную стоимость: сапоги, ткани, утварь, пироги и др.) работников;
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.