Определение и стратегия развития малого предприятия

Малый бизнес - это экономическая деятельность, дающая прибыль на малых и средних предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих по отношению к монополиям роль в экономике.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства определяют крупные корпорации, не менее важным компонентом в функционировании экономического механизма страны с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий. Именно в секторе малого бизнеса создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для экономического роста, своеобразной «микрофлорой» без которой ни один развитый экономический механизм существовать не может [6. С. 23].

Анализ литературы показывает, что, в основном, можно выделить количественные, качественные и комбинированные подходы к определению малого и среднего предприятия (МСП) [22. С. 43].

В определениях малых и средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие количественные критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов.

Согласно новым правилам ЕС отнесения деловых предприятий к малым и средним, принятых в 2005 году, установлено, что статус МСП могут иметь любые деловые предприятия всех форм собственности и заинтересованные предприниматели ЕС путем подачи специального мотивированного заявления, ходатайствующего перед компетентными национальными властями об отнесении их предприятий к:

а) микропредприятиям, если занятость на них не превышает 10 человек, их коммерческий оборот - 2 млн. евро или стоимость основных активов - тех же 2 млн. евро.

б) малым, если занятость на них не превышает 50 человек, коммерческий оборот - 10 млн. евро и стоимость основных активов - 10 млн. евро.

в) средним при занятости до 250 человек, коммерческом обороте менее 50 и стоимости основных активов 43 млн. евро [27. С. 19].

Важно отметить, что наряду с указанными так называемыми общеевропейскими критериями в каждом государстве - члене ЕС параллельно могут использоваться свои национальные подходы к определению малых и средних предприятий и применяться свои критерии и показатели при отнесении предприятий к той или иной группе.

Представляется, что главное достоинство количественных критериев и показателей - удобство их использования и доступность для исследования. В качестве недостатков количественного подхода можно выделить следующие: абсолютность количественных характеристик, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа [12. С. 247].

Однако, несмотря на указанные недостатки, именно количественные критерии ввиду своей доступности для исследования находят отражение в праве, о чем свидетельствует законодательство многих стран. По мнению Колесникова А. и Колесниковой Л. показатель численности персонала является одним из наиболее часто встречающихся и распространенных критериев при отнесении предприятий к субъектам малого предпринимательства. Этот показатель используется практически во всех странах Евросоюза и в странах с переходной экономикой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта