Определение и стратегия развития малого предприятия

В России экономическая категория «малые предприятия» и критерии, очерчивающие ее границы, впервые были определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено в Федеральном Законе РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Согласно Статьи 3 данного Закона, круг субъектов малого предпринимательства включает [5. С. 112]:

физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

малые предприятия (юридические лица), удовлетворяющие следующим двум требованиям:

в уставном капитале, которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;

средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; транспорте - 100 человек; сельском хозяйстве - 60 человек; научно-технической сфере - 60 человек; оптовой торговле - 50 человек; розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Таким образом, российское законодательство не выделяет отдельно категории среднего и микро предприятия [11. С. 206].

Ряд западных ученых-экономистов (Д. Каррен, Р. Бэрроуз) считают, что количественные показатели не могут быть достаточными для определения малого бизнеса, позволяющими выделить его и анализировать как феномен, имеющий экономическую и социальную специфику. По мнению А. Блинова «количественные показатели не имеют значения в определении роли и функций организации. Они, безусловно, влияют на внешние и внутренние связи данной экономической единицы, но нельзя упускать из виду такие факторы, как местоположение в экономике, характер труда, рынки сбыта, технология производств. Еще раз следует отметить их условность, ибо каждый из них не является окончательно репрезентативным» [10. С. 56].

Качественный подход к определению размера предприятия характеризуется выбором в качестве основных существенно качественных критериев. В качестве примера такого подхода Р. Бруксбэнк в своей работе «Определение малого бизнеса: новая классификация размера компании» приводит определения Ван Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе стратегического планирования малых предприятий Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым предприятиям: 1) относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау, и т.д.); 2) сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т.д.); 3) менее развитые по сравнению с крупными предприятиями системы управления, административных процедур и технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения компании; 4) несистематичность менеджмента, неформальность отношений к тренинговым и обучающим программам; 5) главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками. На базе этих качественных критериев, а также своего опыта консультирования в Нидерландах Ван Хорн обосновал ряд количественных критериев и предложил считать средними предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и оборотом в 1-33 миллионов фунтов стерлингов [13. С. 87].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта