Определение и стратегия развития малого предприятия

Другим примером качественного подхода является методика, разработанная Х. Велу на основе исследований процессов развития организаций. Он выделяет ряд качественных характеристик, присущих предприятиям разного размера - от малых до крупных, таких как: цели деятельности фирмы, система менеджмента, характер финансов, наличие планирования, регулярность маркетинговых исследований, иерархия и взаимоотношения персонала [16. С. 148].

С точки зрения немецкого экономиста В. Налика, центральной качественной характеристикой малого бизнеса в Германии признается единство права собственности, непосредственного управления предприятиями и связанного с ним риска. Вторая характерная черта - так называемая обозримость предприятия, ограниченность его масштабов, что вызывает особый, персонифицированный характер отношений между хозяином и работником. Третья - особое значение роли руководителя в жизни предприятия: он сам полностью ответственен за результаты хозяйствования. Четвертая - семейное ведение дела. Пятая состоит в характере финансирования. Важным критерием является и правовая независимость, при которой собственник сам контролирует свой бизнес, что позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм из сферы малого предпринимательства [24. С. 216].

Попытки найти общие качественные критерии для предприятий малого бизнеса неоднократно предпринимались и российскими исследователями-экономистами.

Ю. Кочеврин считает, что главным социально-экономическим критерием мелкого и среднего производства является его неустойчивость. По мнению В.А. Рубе, основными качественными критериями для определения предприятий разных размеров являются отношение владельца предприятия к труду и управлению предприятием, степень его контакта с персоналом. «Ремесленник - и собственник, и управляющий, и работник в одном лице. Мелкий предприниматель сам управляет своей фирмой и имеет прямой контакт со своими работниками. Средний предприниматель имеет наемных работников умственного труда и контактирует в основном с ними, осуществляя общее управление предприятием. Крупный предприниматель отделен от управления предприятием и не имеет прямого контакта со своим персоналом, особенно рабочим» [25. С. 63].

Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в отчете Болтонского Комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. Болтонский Комитет предложил так называемые «экономическое» и «статистическое» определения малой фирмы [8. С. 13].

Согласно экономическому определению Болтонского Комитета к малым фирмам предлагалось относить фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям: 1) относительно небольшая доля рынка фирмы в рыночном пространстве ее сферы деятельности; 2) управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры; 3) фирма является независимой в том смысле, что не представляет собой часть крупного предприятия.

Статистическое определение Болтонского Комитета (см. табл. 1.1.1) предполагалось использовать с целью выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т.д., анализа изменений соответствующих показателей во времени, а также обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Меню сайта