Нормативно-правовые аспекты развития малого бизнеса

Малое предпринимательство в Российской Федерации постоянно претерпевает существенные изменения. Основываясь на анализе статистических данных результатов деятельности малого бизнеса, можно видеть как увеличение, так и снижение численности малых предприятий, уровня их доходности в зависимости от принимаемых законодательных норм, определяющих правовые основ существования малого предпринимательства [32. С. 25].

Развитие малого бизнеса в бывшем СССР началось в 1987 году с появления Закона «О кооперации», который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики. Повсеместное создание кооперативов позволило делать первые шаги в функционировании модели рыночно-конкурентного хозяйствования на благо развития общества. Нарастающее сокращение работников предприятий, учреждений, растущая безработица в стране, сокращение в армии в этот период времени - все это подталкивало деятельное население искать новые правовые формы участия в трудовой деятельности. Таким образом, индивидуальная предпринимательская деятельность проявлялась в создании кооперативов, молодёжных научно-технических центров, малых предприятий, организации бригадных подрядов и т.п.

В этот период времени настоящим прорывом явилось практически безвозмездное кредитование сектора экономики, в основном малого предпринимательства. Сфера деятельности зарождающихся бизнесменов распространилась на общественное питание, оказание услуг населению. Государство кредитовало малые предприятия практически на льготных условиях, без обеспечения и залога.

Следующим этапом стало постановление правительства РФ от 18.07.1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», где были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств. Деятельность фондов ограничивалась финансовыми возможностями и сроками действия, которые регулярно пересматривались и утверждались заново [4. С. 12].

К малым предприятиям были отнесены организации всех форм собственности - частной, муниципальной, государственной, собственности общественных объединений, а также смешанной формы собственности и всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе: в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек.

Согласно данному постановлению малые предприятия пользовались льготами по налогу на прибыль. Было установлено, что малые предприятия в первый год эксплуатации могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, так и производить ускоренную амортизацию активной части произведенных фондов. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленной амортизации подлежала восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли. Уплата налога на прибыль для предприятий, занимающихся производством товаров народного потребления, строительства и т.п., осуществлялась в регрессивной форме, то есть по истечении трёх лет работы. Предполагалось, что организации будут вкладывать заработанные средства в расширение бизнеса со всеми вытекающими последствиями. Однако на практике намерения не подтвердились, и большинство организаций по истечении обозначенного срока прекращали осуществление производственно-хозяйственной деятельности как таковой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта