Нормативно-правовые аспекты развития малого бизнеса

Постановлением также предписывалось соответствующим министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров республик в составе РСФСР, местным Советам народных депутатов оказывать содействие в материально-техническом и информационном обеспечении, передаче, продаже и сдаче в аренду свободных производственных площадей, оборудования, нежилых помещений, законсервированных недостроенных зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства [2. С. 26]. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», правительство РФ в апреле 1993 года приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 г. он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

В 1995 году принимается Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», определивший критерии малого бизнеса, общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В частности, был введён пункт, сохранявший права предпринимателей в случае принятия положений, ухудшающих их экономическое положение, которым можно было воспользоваться и не менять принятые нормы поведения в течение трёх лет. В основном это распространялось на стабильность налоговой нагрузки и, таким образом, предоставлялась возможность по крайней мере не увеличивать налоговое бремя предпринимательства на протяжении трёх лет.

Указом президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Правительством РФ была одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России, в которой были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контактов для обеспечения государственных нужд и другое. Главной целью программы поддержки предпринимательства считалось повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических и социальных организаций [33. С. 6].

С января 1996 г. начал действовать Федеральный закон № 122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором значительное место отводилось налоговым вопросам. Предполагалось максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, составление налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. Но в первое время число предпринимателей, перешедших на применение упрощённого режима налогообложения, было несущественным, что оказалось неожиданным для государственных законодательных структур.

Следующим этапом развития налогообложения субъектов малого предпринимательства стало принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Данный федеральный закон определил порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности, в частности розничной торговли, оказания бытовых услуг, по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и т.п., что сложно поддавалось налоговому контролю со стороны государства. Поэтому применение на добровольно-принудительной основе данного налога и перевод значительной массы предпринимателей на данный режим налогообложения обеспечили приток денежных средств в территориальные бюджеты [3. С. 19].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта