Нормативно-правовые аспекты развития малого бизнеса

Постановлением правительства от 31 декабря 1999 г. № 1460 для дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом был принят комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий [2. С. 43]. В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» постановлением правительства РФ от 14 февраля 2000 года за № 121 была принята федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 - 2001 годы.

В августе 2001 года был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который направлен на защиту прав предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, устранении административных барьеров. Особое внимание было уделено устранению дублирования контрольных функций государственных органов в сфере предпринимательской деятельности, в частности, прекращению дублирования органами милиции функций по проверке предпринимательской деятельности, осуществляемой специальными органами государственного контроля (надзора). Предполагалось запретить навязывание платных услуг при проведении государственного контроля (надзора), в том числе через использование аффилированных структур; упорядочить процедуры проведения внеплановых мероприятий по контролю [1. С. 8].

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ с 1.01.2003 года введены в действие главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» и 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. Несмотря на то, что первоначальная редакция данной главы на сегодняшний день претерпела массу изменений, количество желающих применять специальные налоговые режимы увеличилось в 2003 году в разы. Снижение налогового бремени невозможно было не заметить. Однако очевидным стало отличие законодательной базы в части критериев отнесения предприятий к малым и условий, которые прописывались в Налоговом кодексе. Т.е. понятие «малое предприятие» государственные структуры трактовали по-разному, отсюда возникло противоречие нормативно-правовых норм [4. С. 12].

Развитие системы институциональной поддержки малого предпринимательства невозможно без внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части компетенции местного самоуправления. Представляется необходимым внести изменения в ст. 14 и 16 этого закона с целью расширения круга вопросов, решение которых находится в компетенции местных властей. В противном случае существует опасность полного устранения муниципалитетов от решения вопросов содействия развитию предпринимательства, а также уничтожения многих объектов инфраструктуры, существующих как часть системы муниципальной поддержки малого предпринимательства. Применительно к государственной поддержке малого предпринимательства на уровне субъектов Федерации представляется уместным внесение изменений и дополнений в норму ст. 26-3 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ. На наш взгляд, целесообразно позволить субъектам Федерации финансировать за счет средств собственных бюджетов расходы на реализацию полномочий по вопросам совместного ведения, исходя из законов субъекта Федерации, не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам [3. С. 49].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта