Понятие управленческого решения

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели системы менеджмента.

Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Управленческое решение, как процесс, осуществляется в несколько этапов. Этапы принятия рационального управленческого решения следующие: определение целей, диагностика проблемы, выработка решения, выполнение решений. Поясним некоторые из них.

Диагностика проблемы. Проблема - ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты (управление по рассогласованию) или возникновение потенциальной неиспользованной возможности (управление с упреждением). Далее происходит восприятие и признание проблемы. Затем формулирование (идентификация) проблемы. И наконец, определение критериев и ограничений решения проблемы. Что такое критерий? Критерий выражает те цели, которые должны быть достигнуты, а также некоторые собственные характеристики решений, в частности финансовые, стоимость подготовки, уровень риска и т.п.

Выработка Решения. На этом этапе происходит определение альтернатив (их разработка). Альтернатива - возможные действия, которые можно предпринять для решения идентифицированной проблемы, это независимые друг от друга решения проблемы. Существует несколько способов разработки альтернатив, а именно можно ссылаться на прошлый опыт, на советы компетентных специалистов или экспертов, на внешние источники информации, или можно создать комитет или группу людей, для поиска альтернатив. Далее происходит оценка всех возможных альтернатив. При выборе альтернативы могут использоваться несколько подходов: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ с привлечением системного подхода методов исследования операций, функционально-стоимостного анализа.

Выполнение решений. На этом этапе происходит определение плана мероприятий, осуществление расстановки исполнителей, определение прав и обязанностей, разработка мер по усилению заинтересованности исполнителей решений и т.д. Потом, анализ и контроль за выполнением решения - своевременное обнаружение возможных отклонений от заданной программы, установление причин отклонения.

Наиболее интересен для нас сам процесс принятия и реализации решения, который представлен как последовательная смена одного этапа другим, в основе этого лежат, мозговые штурмы, поиски истины и анализ заблуждений, поиск путей продвижения к цели и нахождение средств для ее достижения.

Управленческое решение должно удовлетворять ряду требований, например:

всесторонняя обоснованность решения;

своевременность;

необходимость полноты содержания;

полномочность;

согласованность с принятыми ранее решениями.

Всесторонняя обоснованность принятия решения, предполагает, что управляющий должен будет принять решения, основываясь на исчерпывающей и правдивой информации. Однако это еще не все, решение должно охватить всевозможные аспекты той области, где принимается это решение. Для этого, например, может потребоваться полный анализ ресурсно-сырьевых возможностей, актуальности научно-технического обеспечения, ориентации предприятия на рынке, перспектив развития в экономической и социальной сферах. Для обоснованности решений постоянно модернизируются пути обработки различной информации, будь-то научно-техническая или социально-экономическая, т.е. происходит формирование более совершенного мышления, а именно развития его аналитико-синтетических функций.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта