Классификация бизнес-процессов

В процессе жизнедеятельности бизнес - системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В общем случае она имеет иерархический вид («Дерево целей»), и каждая цель имеет свой вес и критерий (количественный или качественный) достижимости.

В свою очередь бизнес - процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес - функцией понимают вид деятельности предприятия. Множество бизнес - функций представляют собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия. На Рис. 3 представлен пример «дерева функций».

Рис. 3 - Дерево функций

Таким образом, «дерево функций» представляет собой функциональное отражение реализации «дерева целей» предприятия.

Бизнес - функции связаны с показателями деятельности предприятия, из которых также можно построить «дерево показателей».

Эти показатели затем образуют систему показателей оценки эффективности выполнения бизнес - процессов. Как правило, Владельцы бизнес - процессов контролируют свои бизнес - процессы с помощью данной системы показателей. Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес - процессов являются:

количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;

количество потребителей продукции;

количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени; стоимость издержек производства продукции;

длительность выполнения типовых операций;

капиталовложения в производство продукции.

Одним из первых основных этапов построения процессной организации и управления деятельностью предприятием является выделение и классификация бизнес - процессов.

Для этого целесообразно сформировать команду, в состав которой необходимо включить: собственников предприятия, топ - менеджеров,

специалистов, наиболее знающих проблемы и технологии предприятия, претендентов в процессную команду и внешних консультантов. Наличие внешних консультантов позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес - процессов.

Как правило, основу для классификации бизнес - процессов составляют четыре базовые категории:

основные бизнес - процессы; обеспечивающие бизнес - процессы; бизнес - процессы развития;

бизнес - процессы управления.

Основными бизнес - процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющих ценность для клиента, и, обеспечивающих получение дохода для предприятия. Эти процессы производят «Выходы» процессов (Рис. 2.). Как правило, основных бизнес - процессов на предприятии немного (не более десяти).

Обеспечивающие бизнес-процессы - это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес- процессов. В общем виде они обеспечивают ресурсами все бизнес - процессы предприятия. В отличие от основных количество обеспечивающих процессов достигает нескольких десятков.

На Рис. 4 представлено взаимодействие основных и обеспечивающих бизнес - процессов. Понимание данного взаимодействия очень важно для определения доли обеспечивающих процессов в затратах на производство продукции или услуг и определения их истинной себестоимости.

Процессы управления - это бизнес - процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес - процесса и бизнес - системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес - процессов предприятия. В основе построения технологии выполнения процессов управления лежит концепция контроллинга, которая позволяет сформировать полный цикл управления предприятием, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования управляющих воздействий.

Рис. 4 - Взаимодействие процессов

К процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта или услуги, технологии, оборудования, а также инновационные процессы.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта