Реинжиниринг бизнес-процесса управления трудовыми ресурсами

Основными видами деятельности ОАО «Прогресс» являются: производство курительных изделий, совместное произвол ство по разливу натуральной лечебно-столовой минеральной воды, производство колбасных изделий, торговля табачными изделиями, товарами народного потребления и другие виды деятельности. На ОАО «Прогресс» и его дочерних предприятиях работает примерно 4,5 тыс. человек. Чтобы управлять таким огромным количеством людей, отличающихся друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, семейному положению и многому другому, необходима четкая и грамотно организованная система управления персоналом.

В свою очередь система управления персоналом (УП) является «костяком» системы управления компании. Ее работа направлена на то, чтобы формировать необходимые кадровые ресурсы, устанавливать между людьми соответствующие деловые отношения, включать их в созидательный процесс совместной трудовой деятельности, а также способствовать развитию кадров, их обучению и продвижению по работе.

Поэтому предметом реинжиниринга и выбран процесс управления трудовыми ресурсами на ОАО «Прогресс».

Организационная структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры базируется на стратегических планах компании, т.е. структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Так как с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

Процесс акционирования повлек за собой последующие изменения отдельных секторов оргструктуры анализируемой компании. Сначала возникла необходимость создания нового подразделения - отдела ценных бумаг.

Затем по мере возрастания роли управления финансами финансово-сбытовой отдел был разделен функционально на отдел сбыта и финансовый отдел.

После этого дефицит товаров сменился насыщением рынка и ужесточением конкуренции производителей. У ОАО «Прогресс» возникла необходимость в продвижении своей продукции на рынке и создании отдела маркетинга в составе службы заместителя директора по маркетингу и сбыту.

Потребность в адаптации к быстроменяющимся условиям внешней среды, а также возникновение проблем со сбытом в условиях постоянного наращивания объемов производства, освоение новых регионов и более глубокое понимание функций маркетинга привело к разделению отдела маркетинга. Так, следующим шагом, в соответствии с меняющейся стратегией, было разделение функций и выделение внутри отдела маркетинга двух взаимосвязанных, но обособленных групп: инженеров по маркетингу и менеджеров по продажам.

В связи с ужесточением требований по безопасности, качеству табачных изделий, стандартизацией и лицензированием табачного производства, снижением издержек производства и поиском новых резервов появляются такие отделы, как аналитический, анализа хозяйственной деятельности, отдел по контролю качества сырья, материалов и готовой продукции. Так как сырье, материалы, оборудование, используемые ОАО «Прогресс» для выпуска сигарет, являются почти на 100%, импортными, создается отдел по таможенному оформлению грузов. Появление этого отдела также связано с растущим экспортом продукции компании.

Однако не все блоки организационной структуры компании претерпевали такие динамические изменения, как вышеупомянутые. Сектор управления человеческими ресурсами оставался все это время без перемен, несмотря на постоянное повышение технического уровня, объемов производства, изменение режима работы и т.д. Первый шаг в направлении его реорганизации сделан 5 марта 1999 г. - была создана новая служба заместителя директора по связям с общественностью, информации и управлению делами. Отдел кадров, ранее находившейся в ведомстве генерального директора, теперь включается в состав данной службы.

Помимо линейных изменений организационной структуры руководство ОАО «Прогресс» применяло и элементы матричной структуры. Известно, что матричная структура является разновидностью проектной структуры. Она представляет собой временную структуру, создаваемую для решения конкретной задачи, смысл которой в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. Так, во время кризиса в августе 1998 г. на ОАО «Прогресс» была создана финансовая комиссия, основной задачей которой являлась выработка тактических решений и контроль в области расходования финансовых средств. Основным структурным подразделением по управлению персоналом в компании «Прогресс» является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышению квалификации и переподготовке кадров. Данный отдел структурно разобщен с остальными отделами, выполняющими задачи по управлению персоналом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта