Нормативно-методические документы, используемые в деятельности кадровых служб

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для кодирования информации о специальностях, специализациях, областях знаний (наук), направлениях подготовки.

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) служит основой для кодирования документов в информационно-поисковых системах. ОКУД предназначен для решения задач по регистрации унифицированных форм документов, их учету, сокращению применяемых форм документов, а также для контроля за составом документов и исключения дублирования унифицированных форм. Объектами классификации в ОКУД являются унифицированные формы девяти действующих в настоящее время унифицированных систем документации. В их числе организационно-распорядительная, первично-учетная документация и документация по труду, которая используется для документирования кадровой деятельности, а также формы документов по приему, переводу, увольнению работников, по оформлению отпусков, поощрений и взысканий. Код по ОКУД должен проставляться на каждой унифицированной форме. Вновь разрабатываемые формы подлежат регистрации путем включения в ОКУД.

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) предназначен для использования организациями всех форм собственности при обработке информации о населении в процессе решения задач учета, анализа, подготовки кадров. В классификатор включены наименования и коды информации, которая традиционно присутствует во многих кадровых документах. Поэтому при оформлении анкет, личных листков, личной карточки (Т-2) и других учетных форм заполнение сведений о возрасте, гражданстве, национальности, языках народов РФ и иностранных языках, степени знания языков, состоянии в браке и другое должно соответствовать формулировкам, включенным в классификатор.

Помимо названных, кадровые службы должны использовать при оформлении документов Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), который содержит наименования и коды предприятий и организаций, обладающих правами и обязанностями юридического лица [15].

Третья группа нормативных документов представлена ведомственными нормативными актами по организации труда. Среди них надо выделить прежде всего Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который предназначен для закрепления квалификационных характеристик к общеотраслевым должностям. Справочник утвержден Министерством труда РФ, сфера его действия распространяется на предприятия, организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании. В данном нормативном документе содержатся квалификационные характеристики специалистов, руководителей и технических исполнителей. Прямое назначение справочника состоит в регламентации необходимых видов работ, выполняемых служащими разных специальностей, в частности, инспекторами по кадрам. Он создает основу для разработки должностных инструкций, закрепляет функции кадровой службы косвенно, через регламентирование основных видов работ, выполняемых работниками кадровой службы.

Кроме этого норматива, кадровые службы должны пользоваться и Тарифно-квалификационным справочником, в который включены постановления Правительства РФ о дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тариф-ион сетки, единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы, разряды оплаты труда в соответствии с ней, диапазон разрядов для различных категорий и должностей работников, а также тарифные ставки (оклады) и тарифные коэффициенты по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих являются основой дифференциации в уровне оплаты труда работников, основой разработки должностных инструкций[10].

В справочник включены также тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, которые состоят из двух разделов: "характеристика работ" и "должен знать", и алфавитный указатель профессий рабочих.

Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социальных вопросов еще в СССР как методическое пособие по определению затрат рабочего времени на работы, выполняемые кадровой службой, второе его назначение - обоснование численности работников кадровой службы, так как трудозатраты работников кадровых служб, связанные с подготовкой и обработкой кадровой документации, влияют на штатную численность кадровых служб. Нормативы определяют затраты времени на работы по комплектованию и учету кадров, табельному и военному учету. В нормативной части этого документа даны не только нормы времени на выполнение работ, связанных с учетом личного состава, но и подробное описание отдельных функций (например, оформление документов при приеме на работу включает в себя ознакомление с личными документами работника, подготовку приказа о приеме на работу, заполнение личной карточки и т. д.). Таким образом, Межотраслевые укрупненные нормативы времени являются своеобразным пособием по делопроизводству кадровой службы, так как содержат перечисление всех необходимых операций по документированию, излагают последовательность работы с документами, устанавливают технологию регистрации ряда документов (приказов, трудовых книжек и др.), порядок хранения документов отдела кадров[15].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта