Особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

126 лет прошло с момента создания Главного тюремного управления в составе МВД Российской империи. Несмотря на то, что ведомство за эти годы входило в состав различных министерств, а с недавнего времени и вовсе действует самостоятельно в виде Федеральной службы исполнения наказаний, это никак не повлияло на важность и значимость ее работы. Уголовно-исполнительная система всегда выполняла охранительную функцию по защите прав и свобод граждан и осуществляла исполнение уголовных наказаний. Фактически уголовно-исполнительная система ведет ту деятельность, без нормального осуществления которой невозможно обеспечить безопасность граждан. Как показывает мировой опыт, профессионализм и качество работы этого органа отражают уровень развития демократического общества в государстве. В августе 1998 года пенитенциарная система России была передана в ведение Министерства юстиции, что соответствует принятому в развитых странах порядку руководства деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания. [Журнал Орел или решка № 5-2006г. с.4]

Личный состав исправительных учреждений, с разной степенью успешности выполнявший административно-воспитательные функции, в условиях гуманизации пенитенциарной системы интенсивно обновляется. Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность в системе исправительных учреждений предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие ''исполнение наказания''. Этот вид деятельности входит в, так называемые, социономические профессии, где объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи наиболее адекватным для психологического подбора сотрудников исправительных учреждений является личностный подход, уделяющий особое внимание не только познавательным способностям и психофизиологическим характеристикам, а в первую очередь личностным особенностям кандидатов, принимаемых на работу в исправительные учреждения. [Журнал "Преступление и наказание" № 10-2008г. с.3]

Деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения в психическом смысле представляет форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой. Пути ее изучения выявляются в двух аспектах: личность и объект, на который направлена активность человека. Подобно тому, как нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения, не обращаясь к анализу деятельности и отношений, которые в ней реализуются.

В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека, как организма и как члена общества. Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить всю свою деятельность достижению целей, которые могут не только не удовлетворять сиюминутную потребность, но не редко и противоречит ей.

Во-вторых, деятельность объективирует внутренний мир личности сотрудника, делает его доступным наблюдение со стороны. Как известно, психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности, наблюдаться не могут. Только в деятельности человека обнаруживаются мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Именно по внешним проявлениям мы судим о личности.

В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую "вторую природу", создает материальные и духовные ценности.

В-четвертых, деятельность как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности сотрудника.

В-пятых, деятельность не только проявляется вовне, переносится на объект, изменяя его, но одновременно она усваивается личностью и влечет за собой изменения в ее психике. Например, в деформации личности сотрудника, поскольку человек усваивает не только профессиональное содержание, но и нравственную сущность деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта