Особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

В-третьих, что все действия, из которых слагается эта деятельность, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основаны на законе, предопределяются им в основных чертах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником пенитенциарного учреждения своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного нормативного акта (бездействие, злоупотребление, превышение власти, дискредитация власти и т.д.).

Все это порождает повышенную ответственность сотрудника за каждое свое действие.

Деятельность сотрудника исправительного учреждения связана с противодействием им заинтересованных лиц.

Как известно, большинство граждан заинтересованы в раскрытии преступлений, наказании преступника и готовы оказать помощь. В тоже время остается определенная группа людей, сочувственно относящихся к лицу, совершившему преступление, заинтересованных в неудаче расследования и суда и готовых принять необходимые меры. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который всеми силами противодействует действиям органов расследования.

Необходимость преодоления экстремальных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются, вызывают у сотрудников пенитенциарных учреждений стрессовые состояния и требуют постоянных волевых и умственных усилий.

С возможностью противодействия заинтересованных лиц связана другая психологическая особенность деятельности сотрудников исправительных учреждений ее властный характер.

Наличие властных полномочий ставит сотрудника пенитенциарного учреждения в особое положение. Оно действует от имени государства, его поддерживает авторитет и принудительная сила власти, применения санкций. Умение пользоваться властью - важнейшее профессиональное требование.

Правомерность и целесообразность использования власти зависит от личных качеств сотрудников. Ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на объективность выводов. [Холыст, с.156-158]

Своеобразной особенностью профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений является сохранение служебной тайны.

Простое дело, как может показаться на первый взгляд. Здесь имеются свои психологические трудности. Умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания и зависит от стойкости и дисциплинированности. Известно, что человек, узнавший какую-либо новость, получивший важные сведения и интересные данные, всегда испытывает потребность поделиться своими мыслями с другими людьми. Деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений связана с такими знаниями, которые могут представлять интерес для преступников, поэтому существует необходимость соблюдать требования конспирации, чтобы не выдать служебных секретов и предотвратить их утечку.

Законодательством, служебными инструкциями, установлены правила обеспечивающие сохранение служебных тайн и служебных документов. Выполнение этого требования должно быть профессиональной привычкой сотрудника. [Ушатиков, с.53]

Поскольку пенитенциарное учреждение - многофункциональное учреждение, то и деятельность сотрудников является такой же. В ней выделяются следующие основные подструктуры: а) социальная; б) юридическая; в) производственно-хозяйственная; г) психолого-педагогическая (воспитательная); д) организационно-управленческая.

Социальная подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения направлена на реализацию в жизнь уголовно-исполнительного законодательства в плане ресоциализации осужденных. Сотрудники исправительного учреждения имеют дело со специфическим контингентом людей, имеющим значительную деформацию нравственных качеств, и потребительские взгляды на жизнь.

Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надлежащего исполнения уголовно-исполнительного наказания в отношении осужденных к лишению свободы. Точное и строгое исполнение приговора вынесенного и провозглашенного от имени государства имеет психологическое и педагогическое значение для осужденных, воспитывая у них уважение к закону.

В процессе исполнения уголовного наказания сотрудникам пенитенциарного учреждения приходится сталкиваться со многими областями трудового, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, финансового, наследственного права, ибо вся жизнь осужденного в местах лишения свободы строго регламентирована различными нормами права. Для успешного осуществления юридической подструктуры своей деятельности у персонала пенитенциарного учреждения должно быть сформировано правовое мышление и воспитана правовая культура. Только при этом условии он может знать, как оказывать физическую помощь осужденному.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта