Методики и организация исследований

Исследование проводилось в период с 1 июля по 1 сентября 2009 года на базе Федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 4 ГУФСИН России по Республике Татарстан. В исследовании принимало участие 15 человек со стажем работы от 1 года до 15 лет. Возраст испытуемых от 22 до 45 лет. Это преимущественно лица мужского пола (53%), а представители женского пола среди респондентов составляют 47%, все сотрудники исправительного учреждения.

Для диагностики были выбраны следующие методики:

. Методика "Диагностика мотивационной структуры личности" В.Э. Мильмана.

Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Методика состоит из 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Испытуемый высказывает отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: "+" - "согласен с этим", "=" - "когда как", "-" - "нет, не согласен", "?" - "не знаю". Отвечать нужно быстро, не задумываясь долго над ответами; отвечать на вопросы последовательно, от 1а до 14з, следив за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу должно уйти не более 20 минут.

Обработанные результаты можно оценить так: ответы испытуемого (мнение по утверждениям) переводятся в баллы:

"+" - 2 балла;

"=" - 1 балл;

"-" или "?" - 0 баллов.

Баллы суммируются по следующим шкалам: "жизнеобеспечение" (Ж), "комфорт" (К), "социальный статус" (С), "общение" (О), "общая активность" (Д), "творческая активность" (ДР.), "социальная полезность" (ОД).

К шкале "жизнеобеспечение" (Ж) относятся ответы по следующим позициям опросника: 1а, б; 2а; 3а; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а;

К шкале "комфорт" (К) - 2б, в; 3б; 4з; 5б, в; 7а; 9а; 11б, в; 12в;

К шкале "социальный статус" (С) - 1е; 2г; 7в, г; 8в, з; 9в, г, е; 10г; 11д; 12д, е;

К шкале "общение" (О) - 1в; 2д; 3в; 4б; 6в; 7б, з; 8б, г; 9д, з; 10а; 11г; 12б;

К шкале "творческая активность" (ДР.) - 1ж, з; 2е, ж; 3ж; 4д; 5, е; 6е; 7е, ж; 8д, ж; 10ж; 11з; 12г;

К шкале "общая активность" (Д) - 1г; 3е; 4а, г; 5з; 6а, б, г; 7д; 9б; 10в; 12з;

К шкале "социальная полезность" (ОД) - 1д; 2з; 3г, д; 4в, ж; 5г, ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б, е; 11е, ж; 12ж.

Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует "рабочую" направленность личности.

Затем строятся графики (мотивационные профили), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали - баллы.

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен "рабочий" мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) - по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен "общежитейский" мотивационный профиль.

. Методика "Выявление установок на "процесс деятельности" - "результат деятельности""

Методика состоит из опросника, включающего в себя 20 вопросов. Испытуемый отвечает на них в виде утвердительных "да" и отрицательных "нет" ответов, исходя из имеющихся у него тенденции поведения в данной ситуации.

За каждый положительный ответ на вопрос опрашиваемый получает 1 балл.

Обработанные результаты можно оценить так: сумма баллов за положительные ответы на нечетные вопросы (1, 3, 5, 7 и т.д.) будет отражать ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за положительные ответы на четные вопросы - ориентацию субъекта на результат.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта