Антикризисная политика в финансовой сфере

Отправной точкой развития нынешнего глобального кризиса стали дисбалансы, накопившиеся в финансовой системе США. Можно выделить четыре этапа реакции американского правительства на кризис. Для первого этапа (вторая половина 2007 г.) были характерны вялые, нерешительные шаги по смягчению последствий ипотечного кризиса; на втором этапе (первая половина 2008 г.) наблюдалась активизация усилий в борьбе со второй волной ипотечного кризиса; третий этап (сентябрь-ноябрь 2008 г.) характеризовался набором экстренных мер, предпринятых в период острой стадии кризиса; к четвертой стадии (2009 г.) относится антикризисная политика Б. Обамы, в рамках которой меры борьбы с финансовым кризисом были дополнены инструментами преодоления экономического спада и стратегическими инструментами создания предпосылок посткризисного роста.

На первом и втором этапе государство прибегло к использованию набора антикризисных инструментов, опираясь на традиционные институты и механизмы денежно-кредитного регулирования. В начале 2008 г., когда замаячила угроза экономического спада, ФРС США более решительно приступила к смягчению монетарной политики, приняв 22 января 2008 г. экстраординарную меру - внеочередное снижение ставки сразу на 0,75 процентного пункта (до 3,5% годовых), а 30 января того же года еще на 0,5 процентных пункта (до 3%). К маю 2008 г. базовая процентная ставка была понижена до 2%. Этот курс показывает, что руководители ФРС были более обеспокоены снижением темпов роста, чем возможным ускорением инфляции.

В период с марта по июль 2008 г. основные меры предпринимались в целях решения проблемы дефицита ликвидности и предотвращения паники на финансовых рынках. Знаковым событием стало спасение финансовой компании Bear Stearns. Ее срочно купила J.P.Morgan, получившая под эту сделку кредит в 30 млрд. долл. Главной целью этого шага было предотвратить «эффект домино» на мировых финансовых рынках. 30 июля 2008 г. вошел в силу новый закон (Housing and Economic Recovery Act of 2008), призванный ввести механизмы, смягчающие проблемы на ипотечном рынке. Государство не могло позволить обанкротиться таким важным ипотечным институтам, как Fannie Mae и Freddie Mac, имеющим статус корпораций, спонсируемых государством («government sponsored enterprises»). В вышеупомянутый закон вошли положения, разрешающие Министерству финансов в течение 18 месяцев предоставить Fannie Mae и Freddie Mac безлимитную линию кредита.

июня 2009 г. администрация Б. Обамы представила всеобъемлющий план реформирования системы регулирования финансовых рынков. Одна из его важнейших целей заключается в стремлении запустить в действие новую систему отслеживания и предупреждения системных рисков. Проект предусматривает пять основных направлений реформирования: (1) ужесточить регулирование и надзор за деятельностью финансовых компаний; (2) установить всеобъемлющий надзор и регулирование финансовых рынков; (3) усилить защиту прав потребителей и инвесторов на финансовых рынках (с созданием нового Агентства по защите потребителей на финансовых рынках), (4) дать государству более совершенный арсенал средств борьбы с финансов-ми кризисами и разработать особый режим спасения компаний в сл-чае «системного риска»; (5) повысить международные стандарты регулирования и укрепить международное сотрудничество.

Эффективность предложенной реформы пока трудно оценить. Проект вызвал резкую критику, прежде всего со стороны республиканцев, подчеркивающих, что сложная американская система регулирования, состоящая из многочисленных ведомств с конфликтующими функциями, по данному плану не только не упрощается, а еще больше усложняется. Основные дискуссии развернулись вокруг двух системных положений: расширение полномочий ФРС и создание отдельного органа по защите потребителей финансовых услуг. Против расширения полномочий ФРС высказались многие парламентарии, в том числе и демократы, так что эту часть реформы будет чрезвычайно сложно провести через Конгресс.

Финансовый кризис в странах ЕС в целом носит индуцированный характер, хотя для ряда стран (в первую очередь Великобритании, где доля финансового сектора в ВВП составляет 8% по сравнению с 5% в среднем по еврозоне) также были характерны проблемы, связанные с раздуванием кредитного пузыря на рынке недвижимости. Существенное падение темпов роста в 2008 г. и глубокий спад в 2009 г. (по зоне евро - рост ВВП на 0,8% за 2008 г. при ожидаемом спаде на 4,5% в 2009 г.) привели к резкой активизации 5нтикризисных усилий на национальном и наднациональном уровне. Из общих для зоны евро антикризисных мер прежде всего следует отметить действия Европейского центрального банка (ЕЦБ), который неоднократно снижал ставку рефинансирования - с 4,25% летом 2008 г. до минимального за всю историю существования ЕЦБ значения (1%) с мая 2009 г. В последнее время ЕЦБ все активнее предпринимает и другие меры по дальнейшей стабилизации и оживлению ситуации на рынке кредитования. Так, в июне 2009 г. объем кредитов, полученных более чем 1100 европейскими банками, достиг рекордных 442 млрд. евро. Кроме того, ЕЦБ пошел на реализацию программы объемом 60 млрд. евро по выкупу «плохих» долговых обязательств. Однако на фоне активности ЕЦБ все острее вырисовывается сохраняющаяся проблема низких темпов роста кредитования предприятий и домохозяйств в зоне евро - банки по-прежнему предъявляют слишком жесткие требования к заемщикам, стремясь использовать полученные от ЕЦБ ресурсы на иные цели.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта