Стимулирование спроса и меры социального характера

Особое место среди антикризисных мер в зоне евро занимает премия на замену старых автомобилей, которая через стимулирование внутреннего спроса направлена на поддержку одной из ключевых отраслей экономики, особо пострадавших из-за сворачивания экспорта. Изначально она была введена в Германии в размере 2,5 тыс. евро при утилизации машины старше 9 лет и покупке нового автомобиля взамен старого (безотносительно к компании-производителю). Стартовый бюджет программы составил 3,5 млрд. евро, однако в апреле 2009 г. он был увеличен до 5 млрд. евро. Расширение программы было обусловлено тем, что она стала одной из немногих правительственных мер, которые уже в первом полугодии 2009 г. дали ощутимый результат. По данным Германского союза автомобилестроителей, если с августа 2008 г. по январь 2009 г. по сравнению с каждым предыдущим месяцем в ФРГ происходило сокращение выпуска легковых автомобилей, то с февраля начался устойчивый рост. Опыт Германии переняли и многие другие страны ЕС (Франция, Испания, Италия, Нидерланды, Великобритания, Австрия, Греция и т.д.), где в результате также наблюдается оживление отрасли.

Значительный - и во многом неожиданный для экспертов - успех программы поддержки приобретения новых автомобилей свидетельствует о высоком потенциале таргетированных мер промышленной политики применительно к поддержке конкретных отраслей и рынков. Характерно, что аналогичные по смыслу программы активно реализуются и за пределами ЕС. В частности, в Японии введены субсидии на покупку товаров длительного пользования - кондиционеров, холодильников, телевизоров с ЖК- и плазменными панелями. Владельцы автомобилей возрастом свыше 13 лет (их в стране 10 миллионов штук) при покупке новой машины получают государственную субсидию, эквивалентную 2600 долл. В США реализуется схожая программа, известная под жаргонным названием «Деньги за рухлядь» (Cash for Clunkers). По ее условиям автовладельцы при покупке новой машины с улучшенными характеристиками расхода топлива и одновременной сдаче на слом старого автомобиля получили право на субсидии. Изначально на программу было выделено около 1 млрд. долл., но ее огромный успех привел к тому, что администрация и Конгресс увеличили совокупные расходы по ней до 3 млрд. долл.

Особое значение мероприятия по стимулированию внутреннего спроса имеют для КНР. В последние 4 года именно внутренний спрос, а не экспорт, в наибольшей степени определяют рост ВВП страны. Спрос обеспечивает быстро растущий «средний класс» и урбанизирующееся крестьянство - причем это «голодные» до новых ощущений и нового качества потребления люди, только сравнительно недавно получившие возможность пользоваться благами мировой цивилизации. Налоговые льготы и субсидии на приобретение товаров длительного пользования существенно поддерживают внутренний спрос на китайскую продукцию: так, в апреле 2009 г. в КНР наблюдался резкий (на 37%) рост продаж легковых автомобилей, обусловленный налоговыми льготами правительства. В целом для политики КНР в сфере внутреннего спроса характерен ярко выраженный экспансионистский характер. Отказ от сложившейся в условиях «инвестиционного перегрева» политики сдерживания выдачи банковских кредитов привел к тому, что в I квартале 2009 г. капиталовложения возросли на 30%, причем банки выдали кредитов государственным и частным предприятиям лишь немногим меньше (95%), чем за весь 2008 г. Подобная политика создает угрозу надувания «кредитного пузыря» и образования в будущем больших объемов «плохих кредитов». Однако китайское руководство осознанно идет на такой риск, рассчитывая как на свои почти 2-х миллиардные золотовалютные резервы, так и на успешный опыт расчистки «плохих кредитов» в конце 1990-х - начале 2000-х гг.

В политике США по стимулированию спроса основную роль играет поддержка ипотечного и потребительского кредитования. В частности, 25 марта 2009 г. Федеральная резервная система США объявила о реализации программы стимулирования потребительского кредитования через созданный в ноябре 2008 г. соответствующий фонд - Term Asset Backed Securities Lending Facility (TALF). Программа должна осуществляться через скупку ценных бумаг, обеспеченных потребительскими кредитами, включая долги по кредитным картам. Ее цель - повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, активизация займов на образование и автокредитование. Планировалось, что объем фонда составит 200 млрд. долл. В рамках нового плана администрация Б.Обамы - величила финансирование TALF до 1 трлн. долл., а сроки действия до 30 июня 2010 г. Ограниченность краткосрочных целей прямой поддержки внутреннего спроса в США компенсируется, с одной стороны, расчетами на косвенный (через расширение финансирования) эффект поддержки компаний финансового сектора, а с другой стороны, масштабом стратегических задач по созданию предпосылок посткризисного роста.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта