Выводы для России

отставание в производительности труда и конкурентоспособности от развитых стран мира (а с учетом уровня заработной платы - и от многих стран с развивающимися рынками);

устаревший производственный аппарат в большинстве обрабатывающих отраслей;

относительно низкий объем внутреннего промышленного спроса;

низкая норма накопления, еще более снизившаяся в ходе кризиса;

высокая зависимость от международных рынков товаров (прежде всего, нефти), а также рынка капиталов;

сырьевой характер экспорта;

неэффективность частно-государственного партнерства и, как следствие, усиление кризиса доверия и коррупционности в экономике;

слабость финансовых институтов (прежде всего банков) и финансовой системы в целом, когда фондовый рынок остается производным от денежного и валютного рынков В августе 2009 г. проявились некоторые признаки оживления российской экономики. Однако последствия кризиса будут ощущаться еще долго. Представляется, что необходимо продолжить применение антикризисных мер по стимулированию спроса (возможно, в меньших масштабах), усилив при этом внимание к долгосрочному стимулированию предложения, поскольку необеспеченность денежного обращения товарной массой - один из важнейших инфляционных факторов. Но главный урок глобального кризиса для России заключается в необходимости системных изменений в экономической политике. Такие изменения включают в себя:

отказ от политики искусственного сжатия денежной массы и «выдавливания» из страны ликвидности, а также от повышения реального курса рубля, снижающего конкурентоспособность российских производителей товаров и услуг;

масштабная санация российской банковской системы, укрепление банков, разграничение функций коммерческих и инвестиционных банков, их освобождение от «плохих» активов, распространение пруденциального надзора на инвестиционные банки;

снижение рисков на фондовом рынке, превращение его из преимущественно спекулятивного в инвестиционный, для чего необходимо повысить информационную роль цен финансовых инструментов и структуры собственности эмитентов, усилить противодействие различного рода манипуляциям на рынке;

использование на постоянной основе практики обусловленного предоставления финансовых ресурсов крупнейшим коммерческим банкам, де факто играющим роль институтов развития, для целевого кредитования российских компаний под гарантии государства, изменив для этого закон о Центральном Банке;

фокусирование государственной поддержки на развитии компаний, имеющих высокий потенциал повышения конкурентоспособности, вместо поддержки заведомо неэффективных, «умирающих» производств;

введение налоговых льгот для стимулирования инвестиционной деятельности (в т.ч. инвестиционной льготы по налогу на прибыль);

поддержка российских производителей конкурентоспособной продукции в отстаивании внутренних и освоении внешних рынков ;

финансирование на постоянной основе программ поддержки потребительского спроса, обеспечивающих потребителям возможность выбора имеющейся на рынке конкурентоспособной продукции отечественного производства;

реализация целевых программ поддержки доходов пострадавших от кризиса малоимущих категорий населения вместо валового наращивания социальных расходов и мер по сдерживанию высвобождения работников неэффективных предприятий;

разработка и запуск специальных программ повышения финансовой грамотности населения;

стимулирование самостоятельной экономической деятельности представителей среднего класса (открытие собственного бизнеса, самозанятость на сегментах рынка труда, требующих высокого уровня человеческого капитала);

развитие стратегической экспортной инфраструктуры (пре-де всего объектов трубопроводного транспорта), а также финансирование локальных проектов совершенствования коммунальной и дорожной инфраструктуры, которые способствовали бы улучшению качества жизни и предоставляли занятость временно безработным гражданам;

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта