Антикризисную стратегию управления можно определить как долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы деятельности предприятия, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде, смягчающее кризисную ситуацию, в которую может попасть предприятие, и способствующее его финансовому благополучию.
Стратегия антикризисного управления дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий предприятие сумеет достичь стабильного функционирования, сохранив или упрочив свое финансовое положение в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. «Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора тактики с учетом изменяющейся ситуации».
Из анализа жизненного цикла ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» мы выяснили, что для предприятия характерен этап развития - виолент.
В таблице 3.1 представлены стратегии концентрированного роста жизненного цикла компании.
Таблица 3.1 - Стратегии концентрированного роста жизненного цикла компании
Стадии жизненного цикла компании |
Подгруппы стратегии концентрированного роста | ||
Глубокое (с помощью агрессивного маркетинга) внедрение на рынок |
Расширение границ рынка |
Совершенствование товара | |
Эксплерентная |
Наиболее подходящая. Внедрение на рынок путем снижения цен. Предоставление скидок. Высокая интенсивность потребительской пропаганды. Приобретение продукта впервые |
Не рекомендуется. Необходимо закрепиться на одном рынке, не растрачивая усилия попусту |
Применима в случае выхода на рынок с абсолютно новой продукцией. Внедрение на рынок путем снижения цен. Предоставление скидок. Высокая интенсивность потребительской пропаганды. Приобретение продукта впервые |
Патиентная |
Рекомендуемая, однако со снижением затрат на маркетинг в пользу рекламирования. Удержание невысокого уровня цен для более глубокого внедрения на рынок. Массовая реклама |
Возможна на стадии, близкой к завершению данного этапа. Начало этап характеризуется закреплением в определенной рыночной нише, а не поиском новых рынков сбыта. Однако обеспечение роста возможно достигнуть за счет данной стратегии |
Не рекомендуема. Этап характеризуется количественным ростом, нежели качественным |
Виолентная |
Рекомендуемая. Установление рыночной цены, приносящей доход. Значительный упор на маркетинг для удержания клиентов. Высокая интенсивность стимулирования потребителей. Средняя интенсивность рекламы (исключительно для поддержания уровня спроса) |
Рекомендуемая. Обеспечение развития предприятия достигается путем поиска новых рынков сбыта. Конкурентоспособность фирмы позволяет выходить на новые рынки |
Рекомендуемая. Удержание старых клиентов и привлечение новых возможно путем производства нового продукта. Производственные мощности располагают к реализации стратегии |
Коммутантная |
Сложно реализуемая. Низкая цена (для сокращения риска непроданных товаров). Низкая интенсивность маркетинга и рекламы (нецелесообразные затраты) |
Не рекомендуемая. В условиях падения уровня спроса рекомендуется сосредоточить усилия по удержанию позиций на одном сегменте рынка, а не стараться завоевать новые рынки сбыта |
Применима, однако требует значительных затрат, поэтому сложно реализуема. При замедлении развития и сокращении объемов продаж возможно, при наличии средств, усовершенствование продукта поспособствует повышению его реализации |
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.