Сущность функции «мотивация» в системе управления

Процесс мотивации можно представить в виде шести стадий:

возникновение потребности;

поиск путей устранения потребности;

определение целей (направления) действия;

осуществление действия по удовлетворению потребности;

получение вознаграждения за осуществление действия;

удовлетворение, устранение потребности. [16, c.113]

Процесс мотивации объясняют, прежде всего, содержательные теории мотивации, в которых выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.

Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. [28, c.34]

Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним относятся разнообразие работы по содержанию; рост профессиональной квалификации; удобные графики работы; удовлетворение от результатов; возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля; повышение ответственности; продвижения по службе и т.д.

Мотивация является объектом и функцией управления; сознательным выбором человеком типа поведения, деятельности в зависимости от воздействия внутренних и внешних побудительных факторов. [6, c.212]

Чтобы эффективно использовать мотивацию необходимо хорошо представлять ее сущность, внутри личностные элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ориентации, установки.

В основе мотивации лежат потребности. Они выступают внутренними, глубинными источниками развития личности и ее деятельности. Более явно выраженную, внешне заметную роль в мотивации играет интерес - форма проявления потребности; - глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей. Интерес - это катализатор мотивации. На базе личностных ценностей работник принимает решение, что делать и как. Центральное место в мотивации занимает цель - осознанно предсказуемый результат деятельности. Правильно выбранная цель понятная работнику и принятая им как личностью, мобилизует его на достижение результата. [4, c.49]

Сильным мотивирующим элементом является ожидание - в какой мере работник предвосхищает вознаграждение (стимул), а затем чувствует себя вознагражденным в связи с достижением цели. Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает.

Можно сказать, что с точки зрения управления мотивация и стимулирование есть взаимосвязанные средства повышения эффективности труда персонала. [24, c.158]

Поведение человека, обычно, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру - это задача менеджера.

Рассмотрим виды мотивов в таблице 1.2. [20, c.58]

Таблица 1.2

Классификация мотивов

Виды мотивов

Их характеристика

Мотив социальности

Означает потребность работать в «хорошем коллективе». Характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль».

Мотив самоутверждения

Является мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации. Характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста.

Мотив самостоятельности

Присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес».

Мотив надежности (стабильности)

Присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности.

Мотив приобретения нового

Лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных специалистов;

Мотив справедливости

Несоблюдение справедливости ведет к де6мотивации;

Мотив состязательности

Соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта