Сущность функции «мотивация» в системе управления

1. Льготы и привилегии (оплата проезда - карточка, машина, бензин).

2. Финансовое содействие, помощь, кредиты, помощь при покупке.

. Оплата личных потребностей (оплата обучения, выплата стипендий, консультации врачей и юристов, содействие оздоровлению и отдыху).

. Личная безопасность (льготы, увеличение личной безопасности, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев).

. Пенсионные схемы.

. Повышение жизненного уровня работника, участие в привилегиях. [7, c.65]

Морально - психологические стимулы:

1. Доверие (свобода планирования работы, гибкий график, самостоятельный выбор решения, свободный доступ к информации).

2. Влияние (участие в оценке вкладов и успехов работников, в поощрении, в советах, предоставление свободы по реализации инициативы). [23, c.145]

Поскольку проблема мотивации относится к разряду сложных, неоднозначных и противоречивых проблем, часто самый лучший способ построения эффективной системы мотивации персонала - это учет их профессиональных и индивидуальных особенностей (психотипов).

Большое значение имеет субъективное ожидание работника: если он будет работать хорошо и с самоотдачей, то он получит желаемое для него вознаграждение. Руководителю важно знать, какое именно вознаграждение ждет работник - повышение в должности, увеличение размера заработной платы, направление на учебный семинар или второе высшее образование, получение дополнительного свободного времени, расширение бонуса и т.п. Если поощрительное вознаграждение совпадает с ожиданием работника, его мотивация повышается, если не совпадает, то понижается. [10, c.313]

Положительная или отрицательная реакция работника на ту или иную форму вознаграждения зависит также от его характера и психотипа. Можно использовать разные классификации психологических типов, для каждого из них подбирать мотивирующие факторы.

Классификация психотипов по различным категориям представлена в таблице 1.4. [22, c.448]

Таблица 1.4

Классификация психотипов

Вид психотипа

Его характеристика

По направленности

“Внутренние” люди

те, кто направлен на содержание работы и эмоциональный комфорт. Для них важна возможность достижения результата, они выбирают для себя интересную работу, связанную с общением с коллегами, они любят ощущать себя нужными.

"Внешние" люди

те, для которых важны внешние атрибуты труда и успешности. Они ценят заработную плату, карьерный рост, похвалу руководства.

"Смешанные" типы

те, для которых важно и то, и другое. Нужно анализировать, какие условия работы выступают для человека на первый план, а какие - на второй.

По характеру (или темпераментным качествам)

Холерики

Их необходимо постоянно поощрять, не реже чем один, два раза в год. Для них важно, как часто проявляется внимание начальства к результатам их работы.

Флегматики

Они любят организации, в которых нет угрозы увольнения или банкротства. В заработной плате ценят не столько размер, сколько стабильность.

Сангвиники

Они ценят карьерный рост, поэтому мотивировать их необходимо назначением на новую, более высокую должность.

Меланхолики

Ценят хорошую атмосферу, позитивное отношение со стороны руководства, спокойствие и отсутствие конфликтов.

По стилю мышления

Аналитики

Ценят содержание работы, стабильность, возможность обучения и повышение квалификации. Мотивировать их может наличие развернутого времени для тщательного, детального выполнения задания, отсутствие спешки и стрессов, а также возможность учиться.

Прагматики

Ценят карьеру и заработок. Если в компании есть возможности удовлетворить потребность прагматиков они будут работать.

Критики

Ценят возможность быть значимым экспертом и оценивать работу других сотрудников. Они любят свободу в высказывании своего мнения, не подчиняются авторитетам.

Реалисты

Стремятся к лидерской позиции и управлению. Потенциальные руководители. Если в компании есть вакансии, они будут работать, если вакансий, соответствующих их профессионализму, нет, они уйдут.

По отношению к работе

Профессионалы

Проявляют интерес к содержанию работы, любит трудные задачи, проявляют независимость и автономность, не любят ни руководить, ни подчиняться. Мотивировать можно тем, что он получит свободу в выборе проблемы, возможность работать самостоятельно и за ним будет минимальный контроль.

Исполнители

любят работать в коллективе, вместе со всеми, они любят утром уходить на работу, а вечером приходить с работы, стремятся к распределению ответственности и функций на рабочем месте, ориентированы на выполнение приказов и поручений, избегают ответственности и лидерства. Мотивировать их будут, положительная оценка со стороны руководителя, публичное поощрение морального характера, поручения по выполнению представительских функций.

Лидер

стремится к влиянию и власти. Если его не назначают руководителем, как правило, он становится неформальным лидером, может сопротивляться решениям руководства, критиковать руководство компании. Мотивировать такого работника будет перспектива стать руководителем - ответственность и карьерный рост.

Нейтрал

самый сложный работник в плане его мотивации, потому что любая мотивирующая система может быть для него неэффективной, так как его интересы лежат вне работы. Он может увлекаться чем угодно: религией, живописью, охотой, спортом, машинами и проч. Для него важны такие условия работы: четкая постановка рабочих задач, стабильный график без сверхурочных, понятная и несложная работа и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта