Теории мотивации

Разработка оптимальных планов и методов их реализации, обоснование эффективной организационной структуры - необходимые условия достижения целей. Успех организации, достижение ее целей определяются реализацией планов в процессе деятельности всех членов организации. Решающую роль играет отношение исполнителей к своей деятельности. Следовательно, важная задача управления - обеспечение у всех исполнителей желания и готовности эффективно выполнять свои обязанности.

Мотивация - процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации. [8, c.116]

Исполнитель является важным ресурсом организации. На его поведение влияют условия деятельности и ее содержание, взаимоотношения с коллегами, ситуация в организации и обществе в целом.

Мотивация имеет существенное отличие от других функций управления, планирование, организация, регулирование, контроль и анализ осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал играет при выполнении этих функций пассивную роль. [12, c.433]

В реализации же мотивации как функции управления исполнительский персонал организации играет самую активную роль. Цели, ценности, установки, потребности этого персонала - не только предмет анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации.

Воздействие на мотивационную структуру человека может осуществляться на двух уровнях:

уровень. Известно, что побуждает человека совершать определенные действия, какие мотивы деятельности для него наиболее значимы. Управленческое воздействие направлено на данные мотивы для обеспечения желаемой реакции исполнителя.

уровень. Управленческое воздействие направлено на изменение самой мотивационной структуры. При этом развиваются одни мотивы и ослабляется влияние других. Инструментами воздействия на мотивационную структуру являются воспитание и образование. [21, c.354]

Мотивационный процесс представлен в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Этапы мотивационного процесса

Этапы мотивационного процесса

Факторы, затрудняющие мотивационный процесс

1. возникновение у человека потребности, т.е. ощущения необходимости чего-либо;

1. неочевидность методов, действующих в конкретной ситуации;

2. поиск путей устранения потребности - ее удовлетворения, подавления или игнорирования.

2. усиление воздействия государства, общественности на деятельность организаций и жизнедеятельность исполнителей.

3. определение целей деятельности. Здесь оценивается объем предстоящей деятельности, величина ее результата, размер вознаграждения и степень удовлетворения потребности;

3.неадекватная оценка (недооценка либо переоценка) людей - участников мотивационного процесса.

4. деятельность по достижению целей;

4. различие мотивационных структур отдельных моделей;

5. получение вознаграждения;

5. сложность и противоречивость системы потребностей;

6. устранение потребности (ее полное, частичное либо отсутствие удовлетворения).

6. усложнение организаций и их внешней среды (рост размеров и т.д.);

Источник: [5, c.63]

Факторы, затрудняющие мотивационный процесс, что приводит к двум крайностям. Первая крайность проявляется в недооценке реальных исполнителей, что затрудняет полное использование их потенциала. Другая крайность - их переоценка, когда уже имеющиеся материальные и другие возможности для достижения целей организации используются в полной мере. Поэтому первым требованием к организации мотивации стало обеспечение единства двух мотивов - поощрения исполнителей за эффективную деятельность и обеспечение их ответственности за использование возможностей для достижения целей организации.

Современные теории мотивации включают содержательные и процессуальные. В содержательных анализируется содержание потребностей и вознаграждений. В процессуальных анализируется поведение людей с учетом и других факторов. [5, c.63]

Содержательные теории мотивации

Цель содержательных теорий мотивации - установить потребности ее работников для определения средств и способов их удовлетворения, соотнесенных с достижением успеха организации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта