Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Рассмотрим наиболее известные содержательные теории мотивации.
Авторы содержательных теорий мотивации основное внимание уделяют группировке, классификации потребностей и выяснению мотивирующего влияния различных групп потребностей. [26, c.158]
Потребность - это ощущение индивидом необходимости чего-либо.
Многообразие потребностей, их значимость в жизни общества не только предполагают, но и требуют различных критериев их классификации. Очевидно, можно говорить об определенном объекте и субъекте потребностей, их характере (первичные и вторичные). Различаются также материальные и духовные, осознанные и неосознанные потребности и т.д.
При оценке удовлетворения потребностей необходимо различать последовательность удовлетворения различных потребностей и “цену” их удовлетворения. Для одних людей важны защищенность, уверенность в сохранении места работы, для других - уважение окружающих, условия для самовыражения даже при угрозе потерять рабочее место. [16, c.412]
Существует ряд содержательных теорий мотивации, призванных выявить природу мотивации, наиболее известными из которых являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория преобретенных потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и ERG-теория К. Алдерфера. Характеристика данных теорий представлена в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Содержательные теории мотивации
Наименование теории и ее последователи |
Характеристика теории |
Главные особенности теории, ее недостатки |
Теория иерархии потребностей А. Маслоу |
А. Маслоу выделил 5 видов потребностей: 1) физиологические: пища, жилье, отдых и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда. |
Вклад А. Маслоу: 1.сведение многообразия потребностей в систему из пяти групп. 2. А. Маслоу первые две группы рассматривал как первичные, а три остальные как вторичные. По мере удовлетворения становится все более значимым удовлетворение высших потребностей. 3. развитие человеческой личности означает развитие его творческих возможностей, поэтому высшие потребности не могут быть удовлетворены в полной мере. Недостатки теории А. Маслоу: 1. потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол); 2. не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой; 3. удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. |
2) потребности в безопасности и уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью оплаты платы, превышающей минимальный уровень, которая позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд и др. | ||
3) социальные потребности - в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей. | ||
4) потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих, потребность удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. | ||
5) потребность в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от признания. | ||
ERG-теория (модель) К. Альдерфера |
К. Алдерфер выделяет только три уровня: 1) потребность существования включает в себя две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: физиологические и безопасности за исключением групповой безопасности. |
Между теориями А. Маслоу и К. Алъдерфера есть одно различие - по А. Маслоу движение происходит только снизу вверх, по К. Альдерферу движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Процесс движения вверх называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом поражения. |
2) потребность связи отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. | ||
3) потребность роста аналогична потребности самовыражения пирамиды А. Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения. | ||
Теория преобретенных потребностей Д. МакКлелланда |
Д. МакКлелланд выделял три потребности: 1) Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Потребность проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы. Наличие данной потребности у человека приведет к успеху всей организации. |
П. Мак-Клеланд делает упор, как и К. Альдерфер, на потребности высших уровней. Мак-Клеланд выделяет потребности достижения, соучастия и властвования. Все эти потребности приобретены человеком под влиянием обучения, производственного опыта, жизненных обстоятельств. |
2) Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Люди рискуют умеренно, хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. | ||
3) Потребности в причастности. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. | ||
Теория двух факторов Ф. Герцберга |
Ф. Герцберг выделяет две группы факторов: 1) факторы здоровья (гигиенические факторы): вознаграждение (заработная плата); гарантии рабочего места; условия труда; статус; деятельность компании; качество руководства; качество внутрифирменных отношений между коллегами, между начальником и подчиненными и т.д. |
Модель Ф. Герцберга, проводит различия между необходимыми, но недостаточными для мотивации сотрудников гигиеническими факторами и мотивирующими факторами, которые непосредственно влияют на уровень интенсивности усилий работников. Двухфакторная модель позволила расширить "арсенал" менеджмента, продемонстрировав потенциал внутренних поощрений, возникающих из процесса труда как такового. |
2) мотивирующие факторы (мотиваторы или факторы удовлетворения): достижение; признание; ответственность; продвижение; собственно работа; возможность роста. |
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.