Теории мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Рассмотрим наиболее известные содержательные теории мотивации.

Авторы содержательных теорий мотивации основное внимание уделяют группировке, классификации потребностей и выяснению мотивирующего влияния различных групп потребностей. [26, c.158]

Потребность - это ощущение индивидом необходимости чего-либо.

Многообразие потребностей, их значимость в жизни общества не только предполагают, но и требуют различных критериев их классификации. Очевидно, можно говорить об определенном объекте и субъекте потребностей, их характере (первичные и вторичные). Различаются также материальные и духовные, осознанные и неосознанные потребности и т.д.

При оценке удовлетворения потребностей необходимо различать последовательность удовлетворения различных потребностей и “цену” их удовлетворения. Для одних людей важны защищенность, уверенность в сохранении места работы, для других - уважение окружающих, условия для самовыражения даже при угрозе потерять рабочее место. [16, c.412]

Существует ряд содержательных теорий мотивации, призванных выявить природу мотивации, наиболее известными из которых являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория преобретенных потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и ERG-теория К. Алдерфера. Характеристика данных теорий представлена в таблице 1.6.

Таблица 1.6

Содержательные теории мотивации

Наименование теории и ее последователи

Характеристика теории

Главные особенности теории, ее недостатки

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

А. Маслоу выделил 5 видов потребностей: 1) физиологические: пища, жилье, отдых и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.

Вклад А. Маслоу: 1.сведение многообразия потребностей в систему из пяти групп. 2. А. Маслоу первые две группы рассматривал как первичные, а три остальные как вторичные. По мере удовлетворения становится все более значимым удовлетворение высших потребностей. 3. развитие человеческой личности означает развитие его творческих возможностей, поэтому высшие потребности не могут быть удовлетворены в полной мере. Недостатки теории А. Маслоу: 1. потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол); 2. не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой; 3. удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью оплаты платы, превышающей минимальный уровень, которая позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд и др.

3) социальные потребности - в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

4) потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих, потребность удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания.

5) потребность в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от признания.

ERG-теория (модель) К. Альдерфера

К. Алдерфер выделяет только три уровня: 1) потребность существования включает в себя две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: физиологические и безопасности за исключением групповой безопасности.

Между теориями А. Маслоу и К. Алъдерфера есть одно различие - по А. Маслоу движение происходит только снизу вверх, по К. Альдерферу движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Процесс движения вверх называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом поражения.

2) потребность связи отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных.

3) потребность роста аналогична потребности самовыражения пирамиды А. Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения.

Теория преобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Д. МакКлелланд выделял три потребности: 1) Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Потребность проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы. Наличие данной потребности у человека приведет к успеху всей организации.

П. Мак-Клеланд делает упор, как и К. Альдерфер, на потребности высших уровней. Мак-Клеланд выделяет потребности достижения, соучастия и властвования. Все эти потребности приобретены человеком под влиянием обучения, производственного опыта, жизненных обстоятельств.

2) Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Люди рискуют умеренно, хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

3) Потребности в причастности. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Теория двух факторов Ф. Герцберга

Ф. Герцберг выделяет две группы факторов: 1) факторы здоровья (гигиенические факторы): вознаграждение (заработная плата); гарантии рабочего места; условия труда; статус; деятельность компании; качество руководства; качество внутрифирменных отношений между коллегами, между начальником и подчиненными и т.д.

Модель Ф. Герцберга, проводит различия между необходимыми, но недостаточными для мотивации сотрудников гигиеническими факторами и мотивирующими факторами, которые непосредственно влияют на уровень интенсивности усилий работников. Двухфакторная модель позволила расширить "арсенал" менеджмента, продемонстрировав потенциал внутренних поощрений, возникающих из процесса труда как такового.

2) мотивирующие факторы (мотиваторы или факторы удовлетворения): достижение; признание; ответственность; продвижение; собственно работа; возможность роста.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта