Методы стимулирования и мотивации на предприятии

Стимулирование - процесс регулирующего и регулируемого воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности.

Общие принципы системы стимулирования труда включают:

1. гибкость в определении зарплаты и поощрений в зависимости от результатов индивидуального и коллективного труда,

2. гибкость режимов занятости,

. участие работников в прибыли и доходах,

. субсидирование работников, оплата их творческих командировок и др.

Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами каждая фирма адаптирует под специфические особенности своего функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные часы. [4, c.48]

Цель данной главы - обзор причин пассивности и малой производительности подчиненных, а также обзор нескольких, относительно эффективных методов, с помощью которых можно вызвать энтузиазм и сотрудничество со стороны работников.

Согласно “Теории Y” любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. [28, c.158]

Существуют следующие причины пассивности работника:

- чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

отсутствие психологической и организационной поддержки;

недостаток необходимой информации;

чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя;

отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов труда;

неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

некорректность оценки работника руководителем;

Эти факторы вызывают у работника чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности в себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения. [7, c.358]

Процесс потери интереса к труду состоит из шести стадий. (Табл.1.7.)

Таблица 1.7

Процесс потери интереса к труду

Наименование стадии

Характеристика работника

Суть стадии

Стадия 1: Растерянность

Здесь замечаются симптомы стрессового состояния работника. Он перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится.

Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности. Он пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.

Стадия 2: Раздражение.

Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия.

Работник подчеркивает свое недовольство в сочетании с повышенной производительностью.

Стадия 3: Подсознательные надежды.

Вскоре подчиненный перестает сомневаться в том, кто виноват в возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после которого можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения.

Это выражается в утаивании служебной информации, необходимой для решения задач данного подразделения. Подчиненный начинает избегать начальника. Производительность и качество труда остаются в норме.

Стадия 4: Разочарование.

На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды.

Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает, что если будет “вести себя плохо”, начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства работника.

Стадия 5: Потеря готовности к сотрудничеству

Подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой и унижать других.

Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить самоуважение.

Стадия 6: Заключительная

Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник перейдет на другое место, либо будет относиться к работе как к каторге.

Один такой работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недовольства всего коллектива.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта