Обзор рынка полиграфии: структура, динамика, трансформация

Обзор рынка полиграфии основан на анализе тенденций развития данного сектора по главным направлениям: потребление полиграфической продукции, динамика производства, динамика импорта и т.д.

Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому обороту отрасль занимает 4 место в мире и приносит десятки миллиардов рублей в бюджеты развитых стран. Размер производства и потребления бумажной продукции в разных странах различен. Лидерами по потреблению бумаги являются японцы и американцы - 479 кг и 334 кг на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг.

В то же время, ежегодно на каждого гражданина России приходится 24 кг полиграфической продукции, из которых всего 3 кг газет. В денежном выражении потребление печатной продукции в нашей стране почти в два раза меньше среднемирового; на среднестатистическую российскую душу приходится примерно в 12-14 раз меньше бумаги, чем на одного американца, японца или немца. Общий объем рынка полиграфической продукции РФ на 2009 г. оценивался в 1,756 млрд. руб., из них на расходные материалы и оборудование приходилось 0,956 млрд. руб., доля полиграфических услуг составляла порядка 0,302 млрд. руб., а на долю импорта приходилось 0,496 млрд. руб. При этом импортируемая продукция составляла 28,1% от общего объема потребления.

На рынке полиграфической продукции можно выделить несколько основных сегментов:

Газетная продукция

Книжная продукция

Журнальная продукция и каталоги

Рекламная продукция

Упаковочная продукция

Этикеточная продукция.

Наибольшая доля - 32% по состоянию на конец 2009 года - в объемах потребления полиграфической продукции в РФ, принадлежит газетам и журналам. В структуре потребления продукции преобладает потребление газет и журналов. Несколько меньшая доля приходится на книжную продукцию - 19%. Доля упаковки в общем объеме потребления составила 16%, 14% - доля рекламной продукции. Этикетка занимает 11%, на бланочную продукцию приходится 4%, на прочие виды - 4%.

Аналитики в целом отмечают положительную динамику потребления основных видов полиграфической продукции на рынке РФ на период с 2007 по 2009 гг. (Смотри Рис.5.)

Рис. 5. Продукция на рынке полиграфии в 2007г.

По отдельным видам продукции наблюдалось уменьшение объемов потребления. Такая ситуация была свойственна для объема потребления бланочной продукции и отчасти этикетки. Подверглись колебаниям объемы потребления книжной и рекламной продукции. Потребление газет, журналов и упаковки в рассматриваемом периоде характеризуется устойчивой тенденцией роста. Потребление прочей полиграфической продукции увеличилось в 2008 году на 11%, а в 2009 на 0,73%. (Смотри Рис.6.)

Рис. 6. Продукция на рынке полиграфии в 2008г.

В целом за рассматриваемый период потребление полиграфической продукции увеличилось на 13,8 % по сравнению с уровнем 2008 года. Такой рост, по мнению аналитиков, стал возможен благодаря увеличению потребления отдельных видов полиграфической продукции, вопреки периодическим спадам потребления других видов.

Эксперты отмечают рост потребления отдельных видов полиграфической продукции в период с 2007 по 2009 гг. Такая позитивная тенденция была свойственна потреблению газет и журналов, печатной продукции. Потребление бланочной продукции, этикетки и книг незначительно уменьшилось в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года. (Смотри табл. 1, 2.)

Табл. 1. Динамика потребления печатной продукции на территории РФ в 2007-2009 годах, млрд. руб.

Вид печатной продукции

2007

2008

2009

Бланочная продукция

1,722

2,277

1,881

Этикетка

5,709

5,823

5,793

Книги

9,084

10,611

10,086

Газеты и журналы

13,473

16,029

17,220

Рекламная продукция

7,122

6,993

7,542

Упаковка

7,473

8,220

8,289

Прочие

1,944

2,127

2,145

Всего

46,527

52,080

52,956

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта