Понятие, составные элементы и особенности материально-технической базы АПК

Эффективность использования имеющегося на предприятии машинно-тракторного парка характеризуют следующие показатели:

сезонная и годовая выработка на трактор, комбайн или другую машину, га, усл. эт. га, т/км и др.;

годовая выработка на среднегодовой трактор в целом по парку, определяемая делением годового объема механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое количество условных эталонных тракторов, эт. га:

часовая, сменная и дневная выработка (физических и эт. га):

количество отработанных машино-смен и дней в году;

коэффициент сменности, определяемый отношением количества машино-смен к количеству машино-дней.

Экономическую эффективность использования имеющихся машин, агрегатов и их комплексов можно определить и с помощью таких показателей, как производительность труда, эксплуатационные расходы на единицу продукции или выполненную работу, себестоимость условного эталонного и физического гектара обработки почвы, уборки урожая и т.д.; произведенные затраты па центнер продукции, на гектар: срок окупаемости капитальных вложений на приобретение машин и механизмов.

В сельскохозяйственном производстве одна и та же работа часто выполняется различными агрегатами и способами. Исчисление стоимостных показателей позволяет обосновать наиболее экономичный агрегат и отобрать лучший вариант комплекса машин.

Важнейшей составляющей МТБ предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспортные средства и дороги. С их помощью сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции и тем самым обеспечиваются рост производительности труда и снижение себестоимости продукции. Создание хорошей транспортной сети является и важнейшим условием социального переустройства села.

Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности: сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава. разнообразие грузов, большой объем грузоперевозок на короткие расстояния, децентрализация транспорта между отдельными предприятиями.

Основные виды транспорта в сельском хозяйстве - автомобили, тракторы. Применяется также трубопроводный (водопроводы, молокопроводы, газопроводы и т.д.), авиационный, гужевой транспорт. Доля автомобильных перевозок составляет 75 %, тракторных - 22-23, гужевого транспорта - 2-3 % общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.

Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы, особенно активно - в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.

Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использования грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использования машин в работе (отношение машино-дней в работ; к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве): рабочего времени (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка, к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробега (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемности (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.

Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса па основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.

Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: I и II категории - дороги межгосударственного и основные республиканского значения, III категория - остальные дороги республиканского и основные областного значения, IV - остальные дороги областного и районного значения; V категория - дороги местного значения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта