Методы оптимизации денежных потоков предприятия

Одним из наиболее важных и сложных этапов управления денежными потоками предприятия является их оптимизация.

Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.

Основными целями оптимизации являются:

обеспечение сбалансированности объёмов денежных потоков;

обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;

обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации выступают:

положительный денежный поток;

отрицательный денежный поток;

остаток денежных активов;

чистый денежный поток.

Важнейшей предпосылкой осуществления оптимизации денежных потоков является изучение факторов, влияющих на их объемы и характер формирования во времени. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры рынка определяет изменение объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот - спад конъюнктуры вызывает временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.

. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет на возможность формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

. Система налогообложения предприятия. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе - появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей - определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.

. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Эта практика определяет сложившийся порядок приобретения продукции - на условиях её предоплаты; на условиях наличного платежа; на условиях отсрочки платежа (предоставление коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих) денежного потока предприятия во времени.

. Доступность финансового кредита. Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка. В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительного - при получении финансового кредита, так и отрицательного - при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).

. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчет чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляют.

. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока предприятия. Это создает предпосылки к росту суммы чистого денежного потока предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта