Анализ внешней среды предприятия

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия представляет собой организации и людей, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и пр. К внешней среде косвенного воздействия относят: политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы. Данные факторы не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом [16, с.44].

Анализ внешней среды на фирме «ИП Овласенко НН» проводится для того, чтобы определить те потенциальные возможности и угрозы, которые фирма должна учитывать при постановке целей и задач, при их достижении, а также при планировании инновационных проектов.

При анализе внешней среды прямого воздействия основное внимание уделяется изучению потребителей (покупателей). Анализ потребителей ставит своей основной задачей изучение тех, кто приобретает продукцию данной фирмы. Данный метод позволяет фирме узнать, какой товар больше пользуется спросом у тех или иных слоёв населения, на какой объём продаж может рассчитывать фирма в данном месяце, как можно расширить диапазон продаж, какое будущее ожидает данный товар, будет ли на него спрос через полгода и т.д.

Чтобы составить общую картину образа покупателя, использовались следующие критерии:

территориальное местоположение;

демографические факторы (возраст, пол);

социальная принадлежность покупателей;

отношение покупателя к продукту.

Составив «портрет» покупателя (см. таб. 2), фирма смогла увеличить прибыль путём поиска потребителей, наиболее соответствующих данным критериям. Для этого использовались всевозможные средства маркетинговых коммуникаций (анкетирования, опросы на улицах, PR-акции и пр.). Главное, что необходимо было выяснить, это как происходит принятие решения о приобретении того или иного товара.

Таблица 2 - Образ среднестатистического покупателя фирмы «ИП Овласенко НН»

Критерии создания образа

Среднестатистические данные

Территориальные

Жители города Магнитогорска и Республики Башкортостан

Демографические

Преимущественно женщины, мужчины в возрасте 30-45 лет, образование - средне-специальное, сфера деятельности - торговля,гос.служба, индивидуальное предпринимательство.

Соц. принадлежность

Средний класс (рабочие, служащие гос. предприятий).

Отношение к продукту

Покупатель-сам пользователь продукта, приобретает для личных нужд, продукт оценивает как товар первой необходимости.

«ИП Овласенко НН» реализует товары народного потребления (обои, кафель, проч. стройматериалы), поэтому основные потребители (80 % продаж) - физические лица, занимающиеся ремонтом собственного жилья. Остальные 20 % - юридические лица (организации), приобретающие продукцию фирмы оптом и по безналичному расчёту. В результате задействована в основном розничная торговля и торговля мелким оптом со складов в г. Магнитогорске. Крупные потребители (на основе договоров купли-продажи): школы, дет.сады, строительные фирмы, муниципальные предприятия, ЖКХ Челябинской, Свердловской областей, Республики Башкортостан. На федеральном уровне - 20 % потребителей.

Таблица 3 - Анализ поставщиков «ИП Овласенко НН»

Товар

Поставщик

Объём товара в % (по направлениям)

керамогранит

Завод керамических изделий г. Екатеринбург.

25

кафель

«Нефрит» г. Санкт-Петербург.

40

кафель, сухие строит. смеси

«Сокол» г. Москва

35

обои

«Rash» Германия

50

обои

«Zambaiti» Италия

40

обои

«Палитра» Россия

10

мебель для ванных комнат

«Коралл» г. Челябинск

100

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта