Принципы и методы использования базовых теорий управления в организации

Наиболее известными принципами использования базовых теорий управления в организации можно считать уже вышеупомянутые 14 универсальных принципов управления Анри Файоля, впервые опубликованные в 1916 г. в журнале "Администрасьон индустриэль женераль". Большинство этих принципов сохраняет актуальность и по сей день.

Рассмотрим универсальные принципы управления Файоля.

. Разделение труда

. Специализация повышает производительность, поэтому процесс производства должен быть разделен на специализированные и поддающиеся управлению части.

. Полномочия и ответственность

. Полномочия приказывать всегда порождают ответственность.

. Дисциплина

. Дисциплина поддерживает эффективность руководства. Дисциплинарные правила должны быть четко определенными и обязательными для всех.

. Единоначалие.

Работник получает приказы только от одного начальника. Приказывать "через голову" непосредственного начальника запрещается.

. Единство направления деятельности

. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, имеет свой план и одного руководителя. Дублирование недопустимо.

. Подчиненность личного интереса общей

цели. Интересы организации стоят выше интересов любого работника или любой группы работников.

. Вознаграждение

. Вознаграждение соответствует выполненной работе. Перевыполнение заданий поощряется.

. Централизация.

Степень централизации зависит от конкретных обстоятельств и должна служить делу. Централизация власти сочетается с делегированием части полномочий сверху вниз.

. Скалярная цепь

. Скалярная цепь - это цепь руководителей сверху донизу. Приказы должны выполняться последовательно по цепи. Недопустимо отказываться от иерархии без необходимости, но не меньшей ошибкой является и поддержание этой иерархии, если она наносит ущерб делу.

. Порядок

. Работники и материалы должны быть на своем месте в положенное время.

управленческая наука школа россия

11. Равенство и справедливость

. Ко всем работникам следует относиться, как к равным, и с уважением.

. Стабильность персонала

. Излишняя текучесть кадров - свидетельство плохого руководства. Она снижает эффективность организации. Средний работник или руководитель, который дорожит своим местом, лучше талантливого, который "летает" с места на место.

. Инициатива.

Инициатива позволяет чувствовать себя активной частью организации. Она повышает производительность и должна поддерживаться руководством.

. Корпоративный дух

. Чувство единения сродни чувству гармонии. В единении - сила. [5, c.18]

Также важным методом использования базовых теорий управления в организации является ситуационный подход.

Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того,

что

в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость "ситуационного мышления". Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта