Особенности развития управленческой мысли за рубежом и в России

- 1986 г. вводится новый механизм управления предприятием и мотивация работников в соответствии с конечными результатами труда. Создаются фонды экономического стимулирования труда. На первых этапах внедрения такое стимулирование дает заметные результаты, но со временем эффективность такого стимулирования снижается.

- 1991 г. Происходит развитие системы управления (перестройка) и зарождение нового механизма управления. Основной отличительной особенностью этого этапа является переход к самоуправлению и демократизации всех сторон жизни, однако. Все это происходит при сохранении централизации в управлении.

- 1999 г. характеризуется как переход к рыночным отношениям. Происходит децентрализация системы управления. Появляются предприятия различных форм собственности (в процессе приватизации), тем самым создается огромное поле деятельности для управленцев. Однако переход к рыночным отношениям не сделал механизмы управления эффективными и привел ко многим негативным последствиям, таким как безработица, Снижение уровня жизни населения, инфляция, неплатежеспособности предприятий и т.д.[18,c.40-43].

За годы становления в России накопилось множество проблем, без решения которых невозможно развития отечественного менеджмента.

. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами. Это трудный процесс, во многом осложненный как нехваткой высококвалифицированных преподавателей по менеджменту, так и отсутствием соответствующего оборудования и инструментария.

2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.

. Неспособность принимать решения. Как показывает анализ опыта хозяйствования ряда российских предприятий, их руководители и менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям.

. Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

5. Низкий профессионализм.

6. Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм.

. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре. Только в конце 2000 года на государственном уровне было принято решение разработать кодекс корпоративной культуры российского предпринимателя и производителя.

. Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства.

. Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций.

. Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента.

. Непонимание возрастающей роли управления качеством на предприятии. Управление качеством не сводится только к созданию ОТК, а представляет собой процесс управления элементами производственного процесса, обеспечивающий достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

. Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента.

13. Отсутствие навыков реализации продукции.

14. Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.

. Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента.

. Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии) - создание системы экологического менеджмента.

17. Осознание социальной ответственности менеджмента.

18. Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования.

19. Слабость законодательной базы.

20. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.

Таким образом, видно, что эволюция развития менеджмента в России и за рубежом имеет явные отличия, что обусловлено тем строем, который господствовал в России.

Заключение

Подведем итоги работы.

Концепция научного управления (1885 - 1920) стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая, или административная школа в управлении - это следующий этап развития управленческой мысли (1920 - 1950).

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта