Менеджмент качества

В результате разработки, внедрения и сертификации систем качества возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества

. Менеджмент качества есть деятельность руководства предприятия или организации направленная на создание таких условий производства, которые необходимы и достаточны для выпуска качественной продукции. В процессе менеджмента качества на предприятии или в организации разрабатывается политика качества, определяются стратегические и тактические цели, распределяется персональная ответственность исполнителей.

Рассмотрим ступени развития менеджмента качества.

Система Тейлора

Система Тейлора появилась в 1905 г. и представляет собой управление качеством отдельных деталей, на основании которой применяется индивидуальный контроль качества отдельной единицы продукции. Благодаря этой системе вошли в производственную практику понятия верхнего и нижнего пределов качества, поле допуска, технические средства измерения допуска в виде проходных и непроходных калибров. В связи с необходимостью осуществления измерений качества деталей появилась новая специальность - инспектор качества. Эта система позволила разделять продукцию на качественную (годную) и дефектную. Кроме того, она дала возможность построить замкнутый механизм управления качеством, используя экономические и административные санкции в отношении рабочих, допускающих брак.

Эта система по сей день остается одной из главных систем, хотя появилось очень много надстроек, новых методов и идей. Тейлоризм сильно критикуют, особенно в Японии, но при всем этом его роль очень велика, особенно в проектировании качества.

Статистические методы управления качеством

В дальнейшем управления качеством отдельного изделия было уже не достаточно, вскоре стало ясно, что получение дефектных изделий является следствием неправильного выполнения производственных процессов, неправильной работой людей и оборудования, и управлять надо процессами.

В 1924 г. в американской фирме Bell Telephone Laboratories были разработана система статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт и таблиц выборочного контроля качества. Все это послужило началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря доктору Эдварду Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в Японии.

Использование статистических методов позволило строить принципы управления качеством на основе фактических данных, получением, обработкой и представлением которых в удобной форме для принятия решений и занимаются статистические методы.

Тотальный (всеобщий) менеджмент качества (TQM)

В 50-е годы американским ученым А.Фейгенбаумом была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством (Total Quality Control - TQC)

, что есть набор методов и видов деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

TQC основывается на документированных системах качества, устанавливающих ответственности, полномочия и взаимодействия в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

представляет собой оперативное управление процессами с устранением причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества. Петля качества - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях производственного цикла от определения потребности до оценки их удовлетворения. Все стадии можно сгруппировать по двум направлениям деятельности производителя:

. внутренние действия, направленные на осуществление производственного цикла;

. внешние действия, направленные на взаимосвязь с потребителем.

Кроме того, две стадии - маркетинг и продажи, планируемые и осуществляемые производителем, представляют собой взаимосвязь между внутренними и внешними действиями. Таким образом, TQC осуществляет управление качеством на всех стадиях производственного цикла выпуска и реализации продукции.

Лидером внедрения концепции TQC была Япония, выдвинув идею “улучшения качества в рамках компании” (Company Wide Quality Control - CWQC) и используя принципы TQC с акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества.

По сути, концепция TQC явилась фундаментом для перехода в 70-80-е г.г. от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований и соответствия процессов и продукции определенным техническим условиям, то TQM - это управление целями и самими требованиями. Т.е. тотальный менеджмент качества

- подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителей и выгоды для членов организации и общества.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта