Менеджмент качества

Наряду с TQC, важное место в менеджменте качества (TQM) отводится обеспечению качества, разработке политики в области качества, планированию качества и улучшению качества. Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.

Обеспечение качества

- все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству [2].

Обеспечение качества

осуществляется для выполнения двух целей:

· внутреннего обеспечения качества - создания уверенности у руководства предприятия в выпуске качественной продукции;

· внешнего обеспечения качества - создания уверенности у потребителя в приобретении качественной продукции.

Концепция обеспечения качества предоставляет компаниям комплект правил, которые позволяют определить более эффективные пути ведения бизнеса. Такие правила не могут послужить для решения всех проблем без наличия доброй воли и приверженности к делу каждого сотрудника компании, но они являются хорошим первым шагом на пути к достижению самого высокого уровня.

Первый стандарт обеспечения качества послужил в качестве средства, которое могло быть использовано этими организациями для оценки качества продукции своих поставщиков. Итак, появляется новая концепция: концепция обеспечения качества: Заказчик проверяет пути “управления качеством” поставщиками.

Политика в области качества

- основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества

представляет собой разработку руководства по качеству и внедрение системы качества на предприятии.

Руководство по качеству включает документы, отражающие политику в области качества предприятия, ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала в области качества, а также методики и инструкции по внедрению системы качества.

В системе качества отражены:

· организационная структура - обязательства, полномочия и взаимоотношения персонала отделов, цехов и подразделений друг с другом и с руководством;

· методики (процедуры), отражающие:

- цели и область деятельности организации в целом и каждого из подразделений;

- что должно быть сделано и кем;

- когда, где и как это должно быть сделано;

- какие материалы, документы и оборудование будет использоваться;

- каким образом будет осуществляться контроль качества и регистрация о соответствии / несоответствии качества продукции техническим требованиям или стандартам.

· процессы, осуществляемые в рамках менеджмента качеством, требуемые ресурсы - материальные, информационные, организационные и людские, а также деятельность по обеспечению качества и функционированию системы качества.

Планирование качества

- деятельность, устанавливающая цели и требования к качеству, планированию управленческой и функциональной деятельности, подготовку плана по качеству и выработку основных положений по улучшению качества.

При планировании управленческой и функциональной деятельности производится разработка и составление календарного графика подготовки и внедрения работ в соответствии с системой качества.

План (программа) по качеству представляют собой документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к выпуску конкретной продукции, предоставляемой услуге, контракту или проекту.

Улучшение качества

- это мероприятия внутри организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей.

Таким образом, улучшение качества

является очень важным принципом TQM с точки зрения постоянства стремлений. Очень показателен в этом случае пример использования в японских компаниях метода кайзен (kaizen) - метода постоянных, пусть очень небольших, но каждодневных шагов по улучшению качества, производимых каждым работником фирмы.

Создание эффективной системы качества предприятий на принципах TQM включает в себя взаимосвязанный комплекс следующих направлений работ:

· разработка (проектирование) системы качества;

· документирование системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000;

· создание мотивации персонала и эффективной реализации требований и положений системы качества на всех уровнях предприятия;

· создание системы управления процессами на основе применения современных методов управления (включая и статистическое управление процессами - SPC);

· создание системы взаимоотношений с поставщиками и потребителями в области качества;

· создание системы постоянного обучения и тренинга персонала философии и концепции TQM, статистическим методам управления, обеспечения и улучшения качества.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта