Менеджмент качества

В середине 80-х годов Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) были разработаны международные стандарты на системы качества, включающие следующие стандарты:

• ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

• ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

• ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

• ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

• ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания», а также терминологический стандарт ИСО 8402.

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт ИСО 9004-1,2,3,4, уделив в нем большее внимание вопросам обеспечения качества интеллектуальным продуктам, продуктам переработки и услугам.

Важно отметить, что стандарт ИСО 9001 предназначен для внешних целей - создание уверенности у потребителя в получении продукции определенного качества, а стандарт ИСО 9004 - для внутренних целей -повышения эффективности внутреннего менеджмента качества. Поэтому наблюдается небольшое различие между стандартами, касающимися главных образом акцентов на применение стандартов.

Новый стандарт QS-9000, появившейся в 1994 г., развивает основную идею стандартов ИСО серии 9000 - построить новые отношения с поставщиками, но не на базе многократных проверок продукции (приемочный, входной контроль, сертификация), а на основе проверок процессов производства и систем качества, которые должны предотвращать выпуск некачественной продукции. Поэтому в стандарт QS-9000 кроме пунктов, соответствующих ИСО серии 9000, добавлены следующие разделы:

· оценка удовлетворенности потребителей и сотрудничество с поставщиками;

· развитие статистического мышления и принципа решений на основе анализа фактов;

· система управления процессами с точки зрения их стабильности и робастности (устойчивости).

Многие зарубежные автомобилестроительные компании сориентированы на требования стандарта QS-9000, рассматривается вопрос о признании его в качестве европейского стандарта.

Таким образом, применение стандартов носит универсальный характер, причем смысл этой универсальности двоякий - с одной стороны, они достаточно универсальны для предприятий различных отраслей, форм и специализаций; с другой стороны - они универсальны для различных стран, с различным государственным устройством и вероисповеданием.

Расширение требований стандартов обеспечения качества, тем не менее, отличается от требований тотального менеджмента качества TQM, имеющим “специфические”, более глубокие принципы, начиная от систем самооценки и непрерывного тотального обучения и кончая философией, миссией и ценностями организации и удовлетворенностью акционеров и общества в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Меню сайта