Сущность и понятие категории качества

Источник: Салимова Т., Ватолкина Н. Современные подходы к категории «качество» в менеджменте.

Хотя история исследования категории «качество» насчитывает не одну сотню лет, ученые и сегодня дискутируют по данному вопросу в свете современного развития теории и практики управления. Американский специалист в области управления качеством Дж. Харрингтон пишет по этому поводу, что «качество - вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества» [44].

Появилось много аспектов понятия «качество» - экономический, социальный, управленческий, личностный и др. Каждый из подходов, основываясь на общепризнанных определениях, вместе с тем содержит свое понимание и трактовку содержания категории «качество» в зависимости от объекта исследования.

В экономике и управлении термин «качество» первоначально был связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования здесь является в первую очередь качество предметов материального мира. Восприятие качества каждым человеком во многом зависит от того, какую роль оно играет в процессе производства и потребления. Уровень осознания и понимания сущности категории «качество» обусловлен следующими факторами: мировоззренческими ориентирами личности, ее нравственными ценностями; социальной основой, т.е. условиями жизни и творчества человека в том обществе, в котором он живет; психологическим фактором - удовлетворенностью человека условиями жизни, творчества, конкретной деятельности; технологическим фактором, определяющим уровень развития материального производства, внедрения инноваций.

Анализ научной литературы позволил выявить более ста различных формулировок, определяющих понятие «качество продукции». Огромное многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в несколько групп:

1. Качество как абсолютная оценка. В таком значении качество выступает синонимом превосходства. Еще в 1931 г. У. Шухарт определял качество как добротность, совершенство товара, т.е. абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно такому подходу качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара. Однако применение данного подхода к определению качества в менеджменте нецелесообразно, так как совершенство - категория абстрактная и субъективная, и его восприятие людьми может быть различным. Кроме того, абсолютное благо не поддается измерению и оценке, не может выступать объектом управления.

2. Качество как свойство продукции. В этом случае качество представляет собой производную от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Оно тем выше, чем больше значение того или иного параметра. Однако подобное определение слишком узко, так как сводит качество лишь к одной характеристике продукции, причем его системная сущность не учитывается.

. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество - это способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определяет качество изделия или услуги как пригодность для использования. Ограниченность такого подхода заключается в том, что он акцентирует внимание лишь на свойствах функционального назначения, не учитывая множество других свойств (эргономические, эстетические, экологические и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта