Сущность и понятие категории качества

4. Качество как соответствие стоимости. Здесь качество представлено как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определяет качество как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе сможет позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, соответствующий по своим полезным свойствам продуктам конкурентов, но продающийся дешевле либо превосходящий по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене. Такая трактовка ставит перед производителем цель поиска баланса между совершенствованием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.

. Качество как соответствие стандартам. Подобный подход был достаточно распространен на протяжении XX в., когда проблема качества рассматривалась в основном как инженерно-техническая. Важнейшей целью деятельности предприятии являлось обеспечение соответствия характеристик выпускаемой продукции требованиям стандартов. С возникновением и развитием системного подхода к управлению, а также с формированием «общества потребления» к качеству уже нельзя было подходить только под таким углом зрения [44].

Итак, возможность практического применения каждого из приведенных выше определений ограничиваются субъективностью восприятия свойств и полезности вещи каждым отдельным субъектом.

Позиции ведущих зарубежных ученых по поводу сущности категории «качество» представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Подходы зарубежных исследователей к трактовке категории «качество»

Автор

Формулировка понятия «качество»

В. Шухарт

различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший - плохой»

К. Исикава

Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь «хороша»). Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей

Дж. Джуран

Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она соответствовала этим требованиям)

А. Фейгенбаум

Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность их технических, технологических и эксплуатационных характеристик, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации

Дж. Харрингтон

Качество - удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникает потребность; высокое качество - превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта