Сущность и понятие категории качества

Российские ученые и специалисты, изучающие проблемы качества, также неоднократно обращались и продолжают обращаться к трактовке содержания этого понятия применительно к различным объектам исследования. Большинство ученых связывают понятие «качество» с удовлетворением ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги. При этом в соответствии со словарем С. И. Ожегова потребность определяется как «необходимость, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения» [44].

Носителями потребностей могут быть отдельные личности, социальные группы, общество в целом. С точки зрения управления качеством характеристики потребностей должны соответствовать характеристикам качества объекта.

Согласно данному подходу организация должна фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований потребителей. Качество оценивается только потребителем и потому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это означает, что потребитель становится участником процессов, осуществляемых производителем, заинтересован в конечном результате деятельности организации и осуществляет его. Популярность такого подхода резко возросла с выходом в свет Международных стандартов ИСО серии 9000. Первая их версия (1987 г.) содержала определение, согласно которому качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Под объектом понималось все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено (деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо). Процесс создания и развития систем управления качеством исторически шел в непосредственной связи с развитием производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Меню сайта