Системный и процессный подходы к управлению качеством

Фаза менеджмента качества стала зарождаться в середине 1960-х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Всеобщий менеджмент качества (TQM) постепенно пришел на смену всеобщему управлению качеством (TQC). Однако, что если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это управление целями и самими требованиями. Основателем TQM считают американского ученого Уильяма Эдвардса Деминга.

Всеобщее управление качеством - концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Фактически TQM - представляет собой концепцию менеджмента качества, ориентированного на применение подходов качества на всех уровнях компании и ко всем ее функциям [36].

Основой концепции новой фазы стали:

- идея, что преобладающая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

- перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процесса производства изделий, что позволяет своевременно обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства;

- место концепции «нуль дефектов» заняла концепция «удовлетворенного потребителя»;

- высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, так как конкуренция на рынке очень высока [28].

Несмотря на отсутствие единого толкования концепции TQM, наличие особенностей ее применения в разных странах, можно выделить следующие фундаментальные сущностные ее характеристики:

- ориентация деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех предприятия в рыночной экономике;

- взгляд на производственные отношения между работниками как на отношения потребителя с поставщиками;

- непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;

- комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;

- смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;

- участие всего персонала в решение проблем качества (качество - дело каждого);

- непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;

- концентрация внимания на предупреждении несоответствий, а не на их выявлении;

- отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда качество объекта на конечном этапе является следствием качества на всех предыдущих этапах;

- оптимизация соотношения в триаде «качество - затраты - время»;

- обеспечение достоверности данных о качестве за счет применения статистических методов;

- непрерывное улучшение качества (концепции Джурана, «Кайзен», «Кайрио») [56].

Эти характеристики определяют идейное содержание философии TQM, которая выдвигает качество как основной критерий оценки работы всего предприятия, трактует качество в его широком экономическом и социальном смысле, разрушает тезис о неизбежности противоречия между производителем и потребителем. Таким образом, концепция TQM выходит далеко за пределы собственно менеджмента качества [54].

Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах .

TQM на уровне фирмы (предприятия, организации) преследует следующие цели:

1) ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;

2) возведение качества в ранг цели предпринимательства, основы философии фирмы и корпоративной культуры;

) оптимальное использование всех ресурсов организации .

В TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно меняются и формы обучения, становясь все более активными - используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта