Системный и процессный подходы к управлению качеством

Система всеобщего менеджмента качества формализована в стандартах ИСО 9000, разработанных Международной организацией по стандартизации (ISO). Более подробно характеристика международных стандартов ИСО 9000 будет изложена в разделе 1.3 выпускной квалификационной работы.

Фаза качества среды (1990-е гг.). В концепции TQM особое внимание уделяется проблеме предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Это привело к появлению стандартов ИСО серии 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

В соответствии со стандартом ИСО 14000 в каждой организации должны быть:

- введены определенные экологические процедуры;

- осуществлены меры по строгому их соблюдению;

- подготовлены пакеты документов;

- назначены ответственные за определенные области экологической деятельности [28].

Новая система стандартов призвана обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

- организационном - через улучшение экологического «поведения» фирм;

- национальном - через создание государственной экологической политики;

- международном - через улучшение условий международной торговли.

Следующим шагом стало отражение необходимости обеспечения безопасных условий труда персонала и безопасности населения, проживающего в зоне вероятного воздействия промышленных аварий. Появились стандарты OHSAS 1800, которые устанавливают требования к управлению промышленными рисками и деятельностью в области охраны труда в организации [49].

Итак, философия предпринимательства претерпела во второй половине ХХ в. ряд изменений и к настоящему времени целиком основывается на концепции «общество потребителей», т.е. общества, целью существования которого является удовлетворение потребностей сограждан. Зарождающаяся новая философия качества базируется на все большем учете интересов общества - в первую очередь, с позиций защиты окружающей среды. Развитие системного подхода к управлению качеством шло через следующие основные фазы: отбраковка, контроль качества, управление качеством, менеджмент качества, качество среды.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Меню сайта