Управление качеством в международных стандартах ИСО 9000

Ключевой задачей менеджмента современных компаний является создание и практическая реализация системы управления качеством, обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.).

В мировой практике вопросы системного подхода к управлению качеством впервые были сформулированы А. Фейгенбаумом в 1955 г. Согласно его точке зрения под системой управления качеством следует понимать «взаимосвязанный комплекс, состоящий из большого числа компонентов (материалы, энергия, оборудование, люди и т.д.), спроектированный для достижения определенной цели и функционирующий на основании потоков информации о входящих в систему компонентах» [25].

Согласно международному стандарту ИСО серии 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные принципы и словарь» система менеджмента качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов, ресурсов, необходимых для руководства и управления применительно к качеству [3].

Системы управления качеством создаются и внедряются на предприятии для того, чтобы обеспечить проведение определенной политики в области качества и достижение целей, сформулированных в области качества.

Методологической основой создания систем менеджмента (управления) качества на предприятиях являются международные стандарты ИСО серии 9000. Главная целевая установка систем менеджмента качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставлении ему доказательств в способности предприятия сделать это. Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000, является сертификат на систему.

Наличие сертификата ИСО 9000 является сейчас важным фактором успеха на многих рынках или даже выхода на них. Оно свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру. Кроме того, системы качества многих компаний требуют наличия сертифицированных систем качества у их поставщиков.

Универсальность семейства стандартов ИСО заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции или услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Международные стандарты ИСО 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая в свою очередь должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием, иными словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей.

Разработкой международных стандартов ИСО серии 9000 занимается Международная организация по сертификации (ISO - International Organization for Standartization, русская аббревиатура - ИСО), созданная в 1947 г. в Женеве (Швейцария). Основная задача ИСО - содействовать разработке повсеместно признаваемых стандартов, правил и других аналогичных документов в целях облегчения международного обмена товарами и услугами. К настоящему времени разработано и опубликовано около 10 тысяч международных стандартов в области машиностроения, химического производства, металлургии, строительных материалов, сельского хозяйства и др. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Европейского Союза, многих развивающихся странах. Сертификация третьей стороной на соответствие этим стандартам осуществляется более чем в 40 странах [28].

Первоначально стандарты серии ИСО вводились главным образом «для внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем менеджмента качества на производстве (самооценка или оценка первой стороной). Предусматривалось также их использование в качестве контрактных документов, т.е. чтобы заказчик был более уверен в качестве продукции или услуг (оценка второй стороной). Сегодня стандарты ИСО 9000 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, в качестве которой выступают, как правило, полностью независимые организации (в том числе и от государства).

Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была утверждена в 1987 г. В основу этих стандартов были положены стандарты на системы качества (BS 5750), разработанные Британским институтом стандартов в 1979 г. Однако, при внедрении этой серии стандартов выявилось недостаточное отражение в них требований к производству ряда специфических видов продукции, в первую очередь программного обеспечения и услуг, что и явилось основной причиной их пересмотра [36].

В 1994 г. технический комитет ИСО на основе анализа предложений национальных организаций, связанных с опытом применения стандартов ИСО 9000 версии 1987 г. в разных странах мира и сферах деятельности, завершил первый пересмотр стандартов. Изменения касались в основном стандарта ИСО 9004, в котором теперь большее внимание уделялось вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам. В состав семейства стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г. вошло 16 стандартов. Внесенные в стандарты изменения не противоречили основным подходам, существовавшим в версии 1987 г., но отражали прогресс в области управления качеством и практический опыт компаний в применении стандартов ИСО 9000:1987. Вторая версия стандартов действовала до конца 2003 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта