Управление качеством в международных стандартах ИСО 9000

Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами.

. Вовлечение работников. Служащие всех уровней - это сущность организации, и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации. В организации нет работника, который может быть вне системы менеджмента качества. Поэтому необходимо побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свое предприятие всем заинтересованным сторонам в лучшем свете [28].

Ключевыми преимуществами реализации данного принципа являются: мотивированный, приверженный и вовлеченный персонал; ответственность персонала за собственные результаты; стремление персонала участвовать и вносить свой вклад в постоянное улучшение качества .

. Процессный подход. Версия международных стандартов ИСО серии 9000: 2000 имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает проектирование системы менеджмента качества как системы, управляющей совокупностью взаимосвязанных процессов. Желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельность управляются как процесс. Под процессом здесь понимается последовательность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые выходящие [41].

При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:

- входы и результаты процесса должны четко определяться и измеряться;

- определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;

- устанавливается взаимодействие данного процесса с функциями предприятия;

- каждый процесс должен управляться, и должны устанавливаться полномочия, права и ответственность за управление процессом;

- при проектировании процесса необходимо определять его ресурсное обеспечение [10].

При применении процессного подхода, процессы делят на две группы. Первая группа - это основные процессы, в результате которых производятся продукты (услуги) для потребителя и которые создают прямую ценность для потребителя. Вторая - поддерживающие процессы, которые необходимы для функционирования других процессов и которые создают косвенную ценность для потребителя. Затем выявляются шаги процесса, т.е. действия в рамках процесса, и назначаются «владельцы» процесса - должностные лица, несущее ответственность за разработку, организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса. Формируются модели процессов - описания процессов, которые отражают с необходимой степенью приближения действительный процесс.

Модели процессов включают:

- структуру процессов - состав шагов процесса, их последовательность и взаимодействие между собой и другими процессами;

- ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования процессов - материальные и нематериальные компоненты, необходимые для достижения целей процессов;

- индикаторы для оценки эффективности и результативности процессов в рамках системы менеджмента качества;

- методы измерения индикаторов, их анализа и применения в целях управления [10].

Таким образом, основу системы менеджмента качества составляют подсистемы, воздействующие на процессы жизненного цикла продукта труда от этапа маркетинговых исследований до этапа утилизации.

Ключевые преимущества процессного подхода состоят в том, что он: обеспечивает прозрачность протекания процессов, что позволяет понять, где и когда создаются конкретные продукты и услуги; систематизирует деятельность по улучшению качества; усиливает ориентацию работы на запросы и интересы потребителей [25].

. Системный подход к менеджменту. Принцип системного подхода к менеджменту напрямую связан с принципом процессного подхода и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для заданных целей, способствующих результативности и эффективности организации.

Применение принципа системного подхода к менеджменту проявляется в следующих действиях:

- структурирование системы для достижения целей организации наиболее эффективным путем;

- понимание взаимозависимостей между процессами системы;

- установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе;

- непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания [25].

Ключевые преимущества данного принципа состоят:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта