Управление качеством в международных стандартах ИСО 9000

- выявление процессов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;

- возможность сосредотачивать усилия на соответствующих процессах;

- создание доверия основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности организации.

. Непрерывное или постоянное улучшение - одна из главных целей организации. Реализация этого принципа, прежде всего, требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника организации потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом. С другой стороны, правильно спроектированная система менеджмента качества сама вызывает изменения, независимо от внешней среды.

Активные изменения могут проводиться с использованием японских методов кайдзен и кайорио. Кайдзен - это улучшение постепенное, без особенных рисков. Кайорио - эволюционные, инновационные изменения, изменения рывком, которые позволяют добиться высоких результатов в бизнесе, но сопряжены с большим риском. Разумное сочетание этих методов позволяет добиться успехов. Одним из направлений постоянного совершенствования является отход от практики контроля и переход там, где это возможно, на управление с обратной связью.

. Принятие решений, основанное на фактах. Данный принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции. Безусловно, нельзя отрицать значение опыта и интуиции в принятии решений, однако важно обеспечить разумный баланс аргументов, формируемых на основе анализа фактов, опыта и интуиции.

Как показывает практика, принятие управленческих решений на основе только интуиции в условиях рисков рано или поздно приводит организацию к несостоятельности. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации.

Применение принципа «подход к принятию решений на основе фактов» обычно проявляется в следующих действиях:

- обеспечение посредством анализа достаточной точности и достоверности данных и информации;

- доступность данных для тех, кому они требуются;

- принятие решений и согласованных действий на основе анализа фактов, подтвержденных опытом и интуицией [25].

. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Современная трактовка TQM воспринимает поставщиков и их потребителей не как противоположные стороны, а как партнеров, чьи процессы взаимно дополняют друг друга. В силу этого отношения между поставщиками и потребителями следует строить на взаимовыгодной основе, уважая ценности каждой из сторон. Следует иметь в виду, что каждый поставщик имеет определенный опыт работы над качеством своей продукции, который организация-потребитель также может творчески использовать для постоянного улучшения качества [41].

Таким образом, система менеджмента качества, построенная на вышеизложенных принципах, дает возможность руководству на всех уровнях улучшить общие характеристики организации.

В международном стандарте ИСО 9004:2000 содержаться рекомендации о содержании и внедрении обобщенной модели системы менеджмента качества, которые могут быть избирательным образом применены руководством при реализации своего стремления улучшить деятельность организации в целом. ИСО 9004 представляет руководство по более широкому спектру задач, чем ИСО 9001, в целях улучшения общей деятельности организации, включая эффективность и результативность. ИСО 9004 рекомендуется для организаций, чье руководство желает идти дальше требований ИСО 9001, чтобы действенно и эффективно реализовывать реальное удовлетворение своих потребностей и отреагировать наилучшим образом на запросы и ожидания других заинтересованных сторон. Он не предназначен для сертификации или контрактных целей [25].

В стандарте ИСО 9004:2000 отмечается, что основной задачей каждой компании (фирмы, предприятия) является качество производимой продукции, которая должна:

- отвечать четко определенным потребностям, сфере применения или назначению;

- удовлетворять требованиям потребителей;

- соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям;

- отвечать действующему законодательству и другим требованиям общества;

- предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам;

- обеспечивать предприятию получение прибыли [5].

Все управление фирмы должно быть ориентировано на выявление, сокращение, устранение и, что наиболее важно, предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества.

Стандарты на системы менеджмента качества нашли широкое применение во всем мире. Большинство предприятий используют данные стандарты в следующих случаях:

- в качестве инструмента развития предприятия, используя требования и рекомендации стандартов как модель совершенствования системы управления;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта