Управление качеством в международных стандартах ИСО 9000

- как демонстрации потребителям способности стабильно поставлять продукцию и предоставлять услуги, соответствующие их требованиям;

- для оценки собственных поставщиков и подрядчиков [52].

Следует отметить, что стандарты системы менеджмента качества не отменяют используемые на предприятиях производственные стандарты. Являясь дополнительными, они выполняют двоякую функцию по отношению к существующим стандартам:

- во-первых, они содержат требования, обеспечивающие выполнение установленных производственных стандартов;

- во-вторых, они добавляют ряд требований, не обозначенных в производственных стандартах, но оказывающих заметное влияние на удовлетворенность потребителя [17].

С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие - нет. И даже если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было еще. Те потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных, сразу могли заключать сделки с поставщиками без дополнительных проверок, если, конечно, система качества соответствовала тому стандарту, требованиям которого потребитель считал достаточным, а сертификат подписан той организацией, которой он доверяет.

Конечно, сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система менеджмента качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции (услуг) предприятия. Тем не менее, стандартам ИСО 9000 принадлежит будущее, поскольку они приносят финансовые преимущества применяющим им компаниям, и число их пользователей постоянно растет [41].

Таким образом, внедрение методологии TQM в практическую деятельность предприятия (организации, фирмы) невозможно без создания хозяйствующим субъектом системы менеджмента качества - совокупности организационных структур, методик, процессов, ресурсов, необходимых для руководства и управления применительно к качеству - и последующей ее сертификации. Одной из методологических основ создания систем качества на предприятиях являются международные стандарты ИСО серии 9000. Действующая система международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года включает следующие стандарты на системы менеджмента качества:

ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;

ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования»; ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества»;

ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;

ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые описывают элементы, которые должна включать система качества. В новой версии стандартов устанавливаются восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение сотрудников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Анализ системы управления качества ОАО «Омскшина»

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Меню сайта