Одной из важных задач инвестора является проведение экспертизы инновационных программ. При этом он должен решить непростую задачу: как из большого числа предлагаемых программ выбрать наиболее эффективные. Для этого необходимо организовать процесс экспертизы и отбора инновационных программ с помощью разработанной системы критериев.
Система критериев выполняет две функции:
позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодной для инвестиций инновационной программы;
заставляет разработчика инновационной программы в бизнес-плане предоставить, исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.
Для проведения экспертизы можно использовать различные системы критериев, однако, на наш взгляд, одной из наиболее удачной является следующая методика.
В соответствии с этой методикой экспертиза, ведется по девяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемой инновационной программы.
Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок (В):
-2 - очень низкая оценка;
-1 - низкая оценка;.
-О - отсутствие оценки;
+1 - высокая оценка;
+2 - очень высокая оценка.
Кроме того, для каждого из критериев определяется относи тельная его значимость посредством назначения весовых коэффициентов (W).
Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:
Группа 1. Аспекты, характеризующие организацию в целом
Эксперты должны оценить фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать программу.
Используются 15 критериев, имеющих следующие весовые. коэффициенты:
1)весовой коэффициент 3,0:
- квалификация менеджеров,
квалификация специалистов по маркетингу,
организационно-управленческая структура организации,
система сбыта товаров (услуг),
финансовое и экономическое положение организации;
2)весовой коэффициент 2,0:
- репутация (имидж) организации и ее товаров (услуг),
квалификация научного и инженерного персонала,
квалификация производственного персонала,
технологический уровень производства,
доступность источников сырья, материалов, комплектующих,
доступность источников энергии и топлива,
уровень развития транспортной сети,
доступность рынка,
культура производства,
безопасность производства,
экология производства,
Группа 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой;
Необходимо оценить перспективы развития отрасли рынка, в которой будет реализовываться программа.
Используются 8 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой коэффициент 3,0:
- перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;
уровень конкуренции,
стабильность спроса,
тенденции изменения спроса,
затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;
2)весовой коэффициент 2,0:
емкость рынка,
- способность рынках принятию товаров и услуг;
3)весовой коэффициент 1,0:
- влияние программы на развитие смежных отраслей.
Группа 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги
При проведении экспертизы необходимо оценить качество продукции (услуг), полученной в результате реализации граммы по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения должен быть выбран наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.
Используются 11 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой коэффициент 3,0:
- функциональные и потребительские свойства товаров (услуг),
надежность и долговечность,
экологичность,
безопасность для потребителя,
цена,
себестоимость товаров (услуг);
2)весовой коэффициент 2,0:
дизайн,.
- возможность развития товаров (услуг), о соответствие стандартам,
технологичность;
3) весовой коэффициент 1,0:
- подготовка клиента к использованию товаров (услуг)
Группа 4. Аспекты, характеризующие маркетинг
Необходимо оценить реалистичность предлагаемой про граммы маркетинга и ее эффективность при реализации целей программы.
Используются 5 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
- исследование рынка,
- реклама,
каналы сбыта товаров (услуг),
- методы стимулирования сбыта;
2) весовой коэффициент 2,0:
- предпродажное и послепродажное обслуживание.
Группа 5. Производственные аспекты
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.