Методы отбора инновационных проектов для реализации

Одной из важных задач инвестора является проведение экспертизы инновационных программ. При этом он должен решить непростую задачу: как из большого числа предлагаемых программ выбрать наиболее эффективные. Для этого необходимо организовать процесс экспертизы и отбора инновационных программ с помощью разработанной системы критериев.

Система критериев выполняет две функции:

позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодной для инвестиций инновационной программы;

заставляет разработчика инновационной программы в бизнес-плане предоставить, исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.

Для проведения экспертизы можно использовать различные системы критериев, однако, на наш взгляд, одной из наиболее удачной является следующая методика.

В соответствии с этой методикой экспертиза, ведется по девяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемой инновационной программы.

Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок (В):

-2 - очень низкая оценка;

-1 - низкая оценка;.

-О - отсутствие оценки;

+1 - высокая оценка;

+2 - очень высокая оценка.

Кроме того, для каждого из критериев определяется относи тельная его значимость посредством назначения весовых коэффициентов (W).

Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:

Группа 1. Аспекты, характеризующие организацию в целом

Эксперты должны оценить фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать программу.

Используются 15 критериев, имеющих следующие весовые. коэффициенты:

1)весовой коэффициент 3,0:

- квалификация менеджеров,

квалификация специалистов по маркетингу,

организационно-управленческая структура организации,

система сбыта товаров (услуг),

финансовое и экономическое положение организации;

2)весовой коэффициент 2,0:

- репутация (имидж) организации и ее товаров (услуг),

квалификация научного и инженерного персонала,

квалификация производственного персонала,

технологический уровень производства,

доступность источников сырья, материалов, комплектующих,

доступность источников энергии и топлива,

уровень развития транспортной сети,

доступность рынка,

культура производства,

безопасность производства,

экология производства,

Группа 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой;

Необходимо оценить перспективы развития отрасли рынка, в которой будет реализовываться программа.

Используются 8 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)весовой коэффициент 3,0:

- перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

уровень конкуренции,

стабильность спроса,

тенденции изменения спроса,

затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;

2)весовой коэффициент 2,0:

емкость рынка,

- способность рынках принятию товаров и услуг;

3)весовой коэффициент 1,0:

- влияние программы на развитие смежных отраслей.

Группа 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги

При проведении экспертизы необходимо оценить качество продукции (услуг), полученной в результате реализации граммы по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения должен быть выбран наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.

Используются 11 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)весовой коэффициент 3,0:

- функциональные и потребительские свойства товаров (услуг),

надежность и долговечность,

экологичность,

безопасность для потребителя,

цена,

себестоимость товаров (услуг);

2)весовой коэффициент 2,0:

дизайн,.

- возможность развития товаров (услуг), о соответствие стандартам,

технологичность;

3) весовой коэффициент 1,0:

- подготовка клиента к использованию товаров (услуг)

Группа 4. Аспекты, характеризующие маркетинг

Необходимо оценить реалистичность предлагаемой про граммы маркетинга и ее эффективность при реализации целей программы.

Используются 5 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- исследование рынка,

- реклама,

каналы сбыта товаров (услуг),

- методы стимулирования сбыта;

2) весовой коэффициент 2,0:

- предпродажное и послепродажное обслуживание.

Группа 5. Производственные аспекты

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта